"И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего..." (Рим. 12:2).
Как замечательно применять на практике то, что увещевает нас делать Павел в Рим. 12:2. Перемена в людях, преобразовавших свою жизнь, очевидна для всех, кто их знает. Но учитывая, что мы так долго неправильно мыслили и неправильно поступали, нам очень трудно применить на практике увещевания, приведенные в Рим. 12:2. Более того, без посторонней помощи мы это сделать просто не в состоянии!
Чтобы произвести необходимые преобразования в нашей жизни, нам нужна милость и благодать нашего любящего Отца на небесах. Бог дал нам все необходимое, чтобы совершить эту перемену в нашей жизни. Он послал Своего единородного Сына заплатить за наше искупление; Он полностью открыл нам Свою волю, чтобы мы познали то, что нам нужно и что Бог сделал в восполнение этой нужды. Послушавшимся евангелия благодати и вошедшим в союз со Спасителем дано “всякое духовное благословение”. Это и услышанная молитва, и духовная сила, необходимая для того, чтобы преобразовать жизнь чуждого грешника в жизнь святого.
Бог определил, что каждый из нас верой и послушанием должен принять то, что Он сделал для нас через Христа. Позволив Богу направлять себя посредством Его Слова, мы можем сделать исправления, необходимые для нашего преобразования из грешника в святого. Благодаря нашему союзу с Христом, возникающему, когда наша вера приводит нас к покаянию и крещению, и благодаря пребывающему в нас Святому Духу, который ведет нас через Его откровение, в нас появляется сила произвести эту перемену.
«Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17).
«Послушанием истине чрез Духа очистивши души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в век» (1 Пет. 1:22, 23).
«Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти... Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:16, 24).
I. УВЕЩЕВАНИЕ
В Рим. 12:2 содержится двойное увещевание: с отрицанием и с утверждением. Давайте рассмотрим первую часть, содержащую в себе отрицание: “И не сообразуйтесь с веком сим”. В Современном переводе говорится: “И пусть законы мира этого более не руководят нами”.
Слово “сообразуйтесь” несет в себе идею, которую можно выразить идиомами типа “сшить по чужой мерке” или “стачать по чужой колодке”. Оно употребляется также в 1 Пет. 1:14: “Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем”.
Увещевание “не сообразовываться с веком сим” является очень важным предупреждением христианам не впадать в искушение стать такими же, как мир. Те, кто принял Спасителя, должны признать, что мирские стандарты, ценности и образ жизни неверны и что они совершенно противоположны тому, чему учил и что показывал нам Иисус. Он говорил: “Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает” (Мф. 12:30). Павел имел в виду то же самое, когда обращался к коринфянам: “И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я приму вас; и буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель” (2 Кор. 6:17, 18).
Тем, кто послушался евангелия и искренне старается жить, как Иисус, отвратительно видеть, как люди бьют поклоны и раболепствуют перед идолами этого мира. Сюда входят такие сатанинские штучки, как пьянство, азартные игры, сквернословие, половая невоздержанность и все виды бесчестья. Поразительно то, что большинство людей, поклоняющихся таким идолам, похоже, не понимают, насколько они смешны! Иаков писал: “Прелюбодеи и прелюбодейцы! Не знаете ли вы, что дружба с миром есть вражда против Бога! Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу” (Иак. 4:4).
Опасность приспособления к миру подчеркивается Павлом в письме церкви в Колоссах:
«Итак умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними, а теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3:5-10).
Вторая часть положительна по характеру: “но преобразуйтесь обновлением ума вашего”. Слово “преобразуйтесь” есть перевод древнегреческого слова, означающего “изменить форму”. Оно употреблено в Мф. 17:2, где говорится о преображении Иисуса: “И преобразился пред ними: и просияло лицо Его как солнце, одежды же его сделались белыми как свет”.
Однажды, когда я был ребенком и ходил в школу, учительница принесла в класс кокон и объяснила, что внутри шелкового домика, находится уродливый червяк, который сам себе этот домик соткал. Она положила кокон на видное место на классной доске и сказала, что через несколько дней безобразный червяк внутри кокона превратится в бабочку, прогрызет отверстие в коконе и выйдет наружу. Мы позабыли об этом, пока однажды утром наше внимание не привлекло мелькание на краю классной доски. Уродливый червяк, личинка мотылька, преобразовался в красавицу-бабочку. С Божьей помощью наша жизнь может быть преобразована из чего-то безобразного в нечто прекрасное.
Преобразование жизни начинается, когда человек обращается ко Христу. Обращение - это перемена мыслей, отношений и убеждений, что приводит к смене поведения. Павел описывает то, что происходит, в Рим 6:3-6, 11:
«Неужели не знаете, что все вы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены в подобии воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху... Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем».
Павел в этом отрывке делает упор на “обновленной жизни”, которая происходит от соединения со Христом. “Обратиться” - значит “повернуть в противоположном направлении”. Тот, кто движется в сторону ада, ведя жизнь, полную греха и непокорности, услышав евангелие и уверовав, послушанием истине меняет направление своего движения на противоположное. Он обращается от “тьмы к свету и от власти сатаны к Богу” (Деян. 26:18). Павел писал фессалоникийцам: “...Вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева” (1 Фес. 1:9, 10).
II. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ
Преобразование жизни не происходит неожиданно, таинственно и по наитию, о котором “не расскажешь словами”. Оно не наступает вследствие неотразимого прямого воздействия Святого Духа на сердце человека. Не происходит этого и в результате следования человеческим философиям, хоть древним, хоть современным. Материалистическая философия, например, ставит во главу угла “хорошую жизнь”, что выражается в издании книг типа “Как стать миллионером”, “Вы тоже можете стать богатым”, “Вы можете стать популярны” и так далее.
Павел говорил, что преобразование нашей жизни происходит “обновлением ума”. Признаем мы это или нет, но мы таковы, каковы наши мысли. Соломон говорил: “Каковы мысли его, таков и он” (Прит. 23:7). В Еф. 4:22-24 Павел написал: “...Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины”. Еще один прекрасный отрывок, в котором описывается преобразование, мы находим во 2 Кор. 3:18: “Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа”. Мы преобразуемся в подобие Иисуса, когда устремляем свои мысли к Нему, как Он изображен в Новом Завете, особенно в Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Когда мы читаем и перечитываем жизнеописание Иисуса, размышляем над Его учениями, задумываемся над тем, что Он считает самым важным, видим Его цель в мире, поражаемся Его безгрешной жизни и безупречному характеру, нам хочется стать такими, как Он. Мы хотим преобразоваться в Его подобие. Читать об Иисусе - все равно, “как в зеркале, взирать…” Многие из нас смотрелись в зеркало сегодня утром и ясно видели свое отражение. Вполне вероятно, что нам не понравилось то, что мы увидели, и мы попытались изменить свою внешность, увиденную в зеркале. Если вы мужчина, то, возможно, вы побрились, причесались и поправили галстук. Если вы женщина, то вы, вероятно, подкрасились и поправили прическу. Мы редко забываем свой образ, увиденный в зеркале. Видя Иисуса, каким Он отображен в Евангелиях, мы имеем возможность узнать о том, каким Он был, и вдохновиться на преобразование своей жизни в Его подобие от славы в славу “обновлением ума”.
Обратите внимание на Писания, в которых говорится об “обновлении ума”.
«...Ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2 Кор. 10:4, 5).
«Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Фил. 4:8).
«Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3:9, 10).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Хороший пример христиан, обновивших свой ум и преобразовавших свою жизнь, непередаваемо воодушевляет нас. Ранние христиане, подобные коринфянам и римлянам, жившим такой грешной жизнью и все же изменившимся с Божьей помощью, когда они услышали евангелие и покорились ему, служат источником вдохновения нас в нашем старании жить обновленной жизнью.
Когда Павел благовествовал коринфянам и обратил их ко Христу, им потребовалось некоторое время, чтобы произвести в себе необходимое изменение. Потребовались особые наставления, порицания и увещевания со стороны Павла, чтобы помочь им перейти от греха к праведности. Наверняка, нашлись такие нехристиане в Коринфе из наблюдавших за общением Павла со святыми, которые осуждали апостола, говоря: “Павел, разве ты не знаешь, с какими людьми ты связался? Разве тебе не известно, что перед тобой блудники, идолослужители, прелюбодеи, содомиты, мужеложники, воры, лихоимцы, пьяницы, скандалисты и вымогатели? И все же этим утром один из них повел общину в молитве! А другой прислуживал во время Господней вечери! А еще один вел пение! И, что вообще ни в какие ворота не лезет, пьяница выступил с речью! Как ты можешь говорить, что следуешь за безгрешным Иисусом, и общаться с таким людьми?” Но на это Павел мог бы ответить: “Мой друг, разве ты не заметил, какая перемена произошла в жизни этих людей с тех пор, как они стали христианами? Эти люди, которые, как ты говоришь, были такими жуткими грешниками, изменили свою жизнь. Они преобразились. Они “омылись, они освятились, они оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего” (1 Кор. 6:9-11).
Святые во всемирно известном Риме являются добрым примером людей, чья жизнь преобразилась от плохого к хорошему. Павел писал: “Благодарение Богу, что вы, бывши прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя, освободившись же от греха, вы стали рабами праведности” (Рим. 6:17, 18). То, что произошло с римлянами, описывается тремя фразами: “бывши прежде”, “стали послушны” и “вы стали”. Результат великого преобразования, происшедшего в их жизни, выражен Павлом в стихах 21 и 22: “Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их - смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная”.
В действительности, вся церковь состоит из грешников, спасенных милостью и благодатью Божьей. Это люди, которые раньше служили греху и сатане, но чьи жизни были преобразованы обновлением их ума. Они служат доказательством того, что есть благая, приятная и совершенная воля Божья.