Найти в Дзене
КЛЕВЕР КЛИО

Пётр I Алексеевич: хороший ремесленник – плохой царь?

Оглавление

Пётр Алексеевич уже в молодом возрасте знал в совершенстве более 14 ремёсел. Этот император имел очень любознательное мышление и интересовался почти всем, что попадалось в его окружении.

Портрет Петра I. Художник: П. Деларош. 1838 г.
Портрет Петра I. Художник: П. Деларош. 1838 г.

Хороший ремесленник.

Природа создала Петра таким, что он больше подходил на роль дельного плотника, чем великого государя.

Для работника он был идеален:

  • высокий (всегда как минимум на голову выше любого окружения);
  • сильный (ходили легенды о том, как он руками сворачивал в трубку серебряные тарелки);
  • энергичный;
  • способный к обучению и перенятию почти любого ремесла.

Пётр унаследовал живость и бойкость мысли от Нарышкиных по линии матери и внешностью походил на своего дядьку, Фёдора Нарышкина.

Он с детства стал интересоваться ремёслами и постоянно чему-нибудь обучался. Пётр больше озадачивался тем, как освоить ремесло, чем тем, для чего оно ему может пригодиться, также как больше его волновал процесс созидания, изготовления, чем конечный результат.

Он часто сам что-нибудь строил и мастерил, с его рук не сходили мозоли. Особой страстью императора было корабельное судостроение. Он изучил этот процесс полностью и мог самостоятельно изготовить корабль, с основания и до мельчайшей отделки. Кроме этого, Пётр практиковал работу хирурга и зубного хирурга, к ужасу своих приближённых, на которых он и устраивал эту практику (после Петра остался целый мешок вырванных им зубов).

По словам В. О. Ключевского:

«По направлению своей деятельности Пётр больше привык обращаться с вещами, с рабочими орудиями, чем с людьми, а потому и с людьми обращался, как с рабочими орудиями, умел пользоваться ими, быстро угадывал, кто на что годен, но не умел и не любил входить в их положение, беречь их силы».

Плохой царь?

Портрет Петра I. Художник: Ж.-М. Натье. 1717 г.
Портрет Петра I. Художник: Ж.-М. Натье. 1717 г.

Вместе с тем в качестве царя и императора, Пётр имел ряд недостатков характера:

  • всем было известно о его вспыльчивости и вспышках гнева;
Читайте также: "Букет" заболеваний Петра I.
  • его сознание было больше способно разрабатывать планы и методику выполнения, чем видеть общую картину предстоящего;
  • многие решения принимались им импульсивно и под воздействием сиюминутного настроения.

Как отмечает В.О. Ключевский:

«Мастеровой характер усвоенных с детства занятий, ручная чёрная работа мешала размышлению, отвлекала мысль от предметов, составляющих необходимый материал политического воспитания, и в Петре вырастал правитель без правил, одухотворяющих и оправдывающих власть, без элементарных политических понятий и общественных сдержек».

Помимо прочего, встаёт резонный вопрос: как император такой огромной империи находил время на свои многочисленные «хобби» и увлечения, к примеру, на долгое время уходя в морские путешествия, обучаясь и практикуя ремёсла, а также часто и подолгу проводя время в празднованиях?

Но, несмотря на эти факты, бесспорна роль императора Петра Великого в укреплении России, в расширении её границ, формировании боеспособных армии и флота, в закреплении престижа на мировой арене, в реформировании государства и прочих заслугах.

Физиологический и психологический портрет императора.

Портрет Петра I. Художник: Г. Нёллер. 1698 г.
Портрет Петра I. Художник: Г. Нёллер. 1698 г.

Вот черты, характеризирующие Петра Великого как правителя и как человека:

  • Торопливость, которая стала его привычкой. Даже походка его была таковой, что обычный спутник еле успевал за ним вприпрыжку.
  • Постоянное движение и перемена мест. Пётр не жалел себя в поездках и морских путешествиях, он постоянно куда-нибудь ехал или плыл, исколесив таким образом всю Россию.
  • Любовь к развлечениям, застольям, и как следствие – к обильным возлияниям.
Читайте также: "Вечно молодой, вечно пьяный… император Пётр II".

Об этих способностях и незнании чувства меры тоже ходили легенды, сохранилось много историй об этом, описанных современниками Петра. Он был весёлым гостем и радушным хозяином. Но не без своих, мягко скажем, «особенностей».

Например, после пиршества он (в гостях, или дома) мог спокойно пойти спать на несколько часов, при этом приказав всем остальным веселиться и дожидаться его возвращения. Не любил отказа в употреблении спиртного и требовал этого как от мужчин, так и от женщин, чуть ли не насильно заставляя их пить водку (именно этот простой алкоголь он любил больше всего).

А после заключения Ништадтского мира он приказал всему двору пировать в течение семи дней безостановочно, за уклонение от веселья и пития полагался штраф в 50 рублей – гости еле дотянули до конца такого «веселья».

Пьянки были возведены Петром чуть ли не в культ. Забавы ради он организовал «коллегию пьянства», или «сумасброднейший, всешутейший и всепьянейший собор», некую пародию на церковную организацию, со своим папой, патриархом и кардиналами.

  • Обильное чревоугодие и постоянный аппетит. Современники Петра отмечали, что он мог есть всегда и везде.
  • Император любил, чтобы всё было «запросто», без формальностей и церемоний. Во время официальных мероприятий или приёмов он чувствовал дискомфорт, нередко краснел и конфузился.
  • Свою будничную жизнь и быт этот царь организовывал также по-простому и без помпезности. Он ходил в стоптанных башмаках и залатанном кафтане и не любил тратить много денег на одежду, строительство дворцов для своего проживания и экипажи. К примеру, чтобы добраться до назначенного места в торжественных случаях, он брал экипаж у Ягужинского. Эта экономия позволила значительно сократить расходы на содержание императорского двора и прислуги. Вот на что Пётр денег никогда не жалел – это на пиршества и застолья.
  • Царь не отличался деликатностью манер. Он вёл себя без церемоний и стеснения в гостях и не подбирал выражений в обращении с вельможами и дамами. Как отмечает В. О. Ключевский:
«Добрый по природе как человек, Пётр был груб как царь, не привыкший уважать человека ни в себе, ни в других».
  • Пётр обладал специфическим чувством юмора. Вообще, он имел много именно «ребяческих», хулиганских, а иногда жестоких забав. Вот несколько примеров.

На свадьбе князя Ю. Трубецкого и Головиной он посчитал забавным приказать отцу невесты открыть рот пошире и запихивать ему желе кусками, пока оно всё не закончилось; а княжне Черкасской приказал безостановочно щекотать своего брата, интеллигентного молодого человека, чтобы тот «ревел как телёнок, которого режут».

Иногда на святки он собирал компанию, человек в 200, которые ездили ночью на санях по Москве, во главе с шутовским патриархом, заезжая во все понравившиеся дворы, хозяева которых были обязаны угощать всю компанию.

Ещё бывало, что на первой неделе Великого поста Пётр устраивал шутовскую покаянную процессию, в которой он со своими приближёнными, одетыми в вывернутые наизнанку полушубки, ехали на ослах и волах, или на санях, запряженных свиньями, медведями и козлами.

  • Пётр по-своему любил искусство, он заказывал картины и статуи в Европе, увлекался архитектурой, сам создавал планы построек и ландшафтов. Не любил царь музыки и оркестров, хотя танцевать и поплясать был не проч.

Суть правления Петра I, вытекающую из его характера и убеждений, можно подытожить словами В. О. Ключевского:

«Вся преобразовательная его деятельность направлялась мыслью о необходимости и всемогуществе властного принуждения: он надеялся только силой навязать народу недостающие ему блага и, следовательно, верил в возможность своротить народную жизнь с её исторического русла и вогнать в новые берега».

Спасибо, что дочитали статью до конца!

Вам может быть интересно:

Жизнь в нужде и материнские оплеухи. Как жила Екатерина II до приезда в Россию?

Как российская императрица притесняла русских. Анна Иоанновна

Отношения Александры Федоровны и Распутина

Подпишитесь на канал КЛЕВЕР КЛИО и не пропускайте новые исторические статьи!