Найти тему
ПРОЕКЦИЯ

Расколотое тело и фотографии современного мифа

Специальное издание фотокниги «Границы небытия — на пути к исцелению» (BORDERS OF NOTHINGNESS — ON THE MEND) голландского фотографа Маргарет Лансинк (Margaret Lansink) выполнено в «японском стиле». Обложка и несколько разворотов отпечатаны с использованием листов сусального золота. Выход книги был приурочен к персональной выставке фотографа в Антверпене в галерее IBASHO. По-японски IBASHO означает «место, где можно почувствовать самим собой». Эта галерея представляет японских фотографов и близких японской ментальности европейцев.

Обложка книги Маргерт Лансик «Границы небытия — на пути к исцелению» (BORDERS OF NOTHINGNESS — ON THE MEND)  © Margaret Lansik
Обложка книги Маргерт Лансик «Границы небытия — на пути к исцелению» (BORDERS OF NOTHINGNESS — ON THE MEND) © Margaret Lansik

В «Границах небытия» Маргарет Лансинк следует, так называемой, философии «кинцуги», искусства реставрации керамики с помощью лака, полученного из сока лакового дерева, смешанного с золотым или серебряным порошком. Как говорит художница, кинцуги не скрывает места разломов и шрамов, а подчеркивает целительную силу драматических событий. Золотые лучи расходятся по склеенным предметам и выставляют на обозрение уникальную судьбу. Поводом для появления «Границ небытия» стало осмысление жизненной истории отношений Лансик со повзрослевшей дочерью, решившей прервать контакты с матерью. Для художницы это был тяжелый период, и она посвятила себя в это время съемкам пустынных пейзажей и обнаженных тел натурщиц.

Лансик использует аналоговую фототехнику, ей нравится работа в лаборатории, печать вручную, соляризация, использование бумажных негативов и зернистая фотопленка. Художница создает графичные образы, ночь и день сливаются в одно мерцающее пространство, фантастичное и неуловимое. В этом пространстве находят равновесие анонимные обнаженные женские фигуры. Тело для Лансик — стихийно, природно, как ствол дерева, c корой и листвой. Тело — не просто оболочка души и не своеобразный сосуд, который каждый заполняет, как хочет, а сама суть человеческого существования, эмоционального, страстного.

Лансик следует традиции изображения «тела как ландшафта», но в ее исполнении ландшафт находится в состоянии постоянных изменений, он похож на сумеречный сон, на блуждания с переменой точек фокусировки. Художница, рифмуя пейзажи и тела, монтируют картину собственных психологических состояний. Натурщицы в этом внутреннем путешествии выступают как альтер-эго автора. Лансик волнуют границы телесного, выход за пределы и возможности слияний — с природой, близкими, мужчиной, детьми. Ей необходимо обретение целостного мира. В «Границах небытия» «места склейки» обозначены россыпью золотого порошка, а природные симметрии и отражения свидетельствуют о зеркальности мира и дают надежду на обретение равновесия.

«Эта серия фотографий показывает мою внутреннюю борьбу, но я хочу, чтобы мои образы приглашали зрителя — его или ее —отправиться в собственное путешествие по пространству памяти. Полностью осознать, что нет другого способа установить глубокую связь с другим человеком, кроме как полностью и искренне открыться ему», — говорит художница. Вспоминая первый показ этой серии на фестивале в Арле в 2018 году, Лансик рассказывает, что многие зрительницы, не читая подписей под снимками, покидали выставочный зал растроганными до слез.

«Границы небытия» — третья книга в биографии Маргарет Лансинк. Первая, вышедшая в 2012 году, Un-Chained («Рас-кованные»), была дипломной работой в Амстердамской фотоакадемии. Это была история немолодых любовниках, рассказанная через предметы в старом доме. Сплетения тел чередовались с фрагментами интерьера. В экспрессивной второй книге — Fear no more («Больше не бойся») Маргарит продолжила тему отношений мужчины и женщины — фотографии объятий на границах ночи сопровождались стихотворными строками:

«День за днем я все больше запутываюсь

И все ищу свет в проливном дожде.

Ты же знаешь, что это игра, и

я ненавижу проигрывать

Я чувствую напряжение, разве это не позор

О, Дайте мне ритм, мальчики,

и освободите мою душу

Я хочу затеряться в твоем рок-н-ролле и уплыть прочь.»

Комментируя «Больше не бойся» художница объясняла свои намерения: «Я осмелилась принять жизнь и любовь. Фотография стала насущной необходимостью; через нее я открываю, кто я есть на самом деле. В современном обществе мы пытаемся рисовать красивые картины и тем самым отдаляемся все дальше и дальше от нашего истинного "Я"»

«Больше не бойся» — книга, наполненная радостью и полноценным дыханием жизни.

Первые книги Лансик были сделаны в автобиографической манере. «Границы небытия» — книга иная, биографическое, личное, в соединении с метафизикой и японской традицией, выводит работу на уровень современного мифа.

Сегодня Маргарет Лансик живет уединенно в деревне под Амстердамом. C тех пор, как она получила диплом, творческая карьера складывается успешно, ее работы были удостоены Гран-при премии Hariban Award 2019 года , выставки состоялись в Нью—Йорке, Ванкувере, Барселоне, Каунасе. Она освоила в Японии в старейшей мастерской Benrido Atelier технику коллотипии и печати на бумаге васи, произведенной вручную из коры гампи.

Интересно , что поступление в фотоакадемию в зрелом возрасте изменило ход жизни Лансик. Она росла в многодетной семье, с 13 лет держала в руках камеру была «фотографом для друзей», затем вышла замуж, растила детей, и только когда дети повзрослели, она начала сотрудничать как фоторепортёр с местной газетой. После многолетней репортерской работы она решила поступить в фотоакадемию, что привело ее к художественной практике, графическим экспериментам, дизайнерским книгам, поездкам в Японию и изучению там ремесленных традиций. Маргарет Лансинк — не революционер и не новатор, а вдумчивый исследователь. «Я могу фотографировать только то, что касается меня или, по крайней мере, то, что для меня важно. Мои серии фотографий являются плодом моих личных битв, но конечному результату я стараюсь придать универсальный характер», — говорит художница.

Текст: Михаил Борисов

Редактор: Лиза Александрова

Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.