Старый и новый подход к созданию бизнеса
Старый подход - это долгий анализ. Вы высчитываете, составляете документацию, думаете и выходите первый раз к клиентам только тогда, когда сформируете бизнес-модель, арендуете офис, запустите рекламу, создадите продукт, наберете команду и так далее.
Новый подход - это спринтование. Пришла идея, и вы тут же вы идете тестировать ее. До найма сотрудников и старта рекламы вы уже выходите на клиента.
Что изменилось?
- Деньги стали менее доступны, потому что инвестиции привлекать сложнее, инвесторы стали более избирательны. Если раньше инвестор мог вложить деньги в идею по душе, то сейчас включилась осознанность. Им нужна обратная связь и быстрый возврат своих вложений. Венчурные инвесторы в основном сосредотачиваются на своих существующих портфельных компаниях и на растущих нишах с потенциалом роста 10х, а не на новых инвестициях в более традиционные отрасли. Если они решат инвестировать в ваше предприятие, условия будут не такими выгодными особенно на посевной стадии развития. Таким образом, было бы неплохо создать сценарий развития стартапа без внешнего финансирования.
- Бизнес-ангелы не будут вкладываться во все бизнесы. Для начинающего бизнеса нужно проходить фазу Problem solution fit или на свои деньги, или же делать это максимально быстро с целевым бюджетом. Есть тренды, которые растут и не растут. Пандемия повлияла на это, и инвесторы охотнее вкладываются в те проекты, которые получили толчок за счет пандемии – онлайн образование, сервисы доставки и так далее.
- Люди приватизируют свои траты. Нужно уметь по-новому доходить до клиента. Вопрос ценности продукта и боли должны быть жестко отрегулированы. Меняется ракурс в b2b сегменте. И вот вам пример. Одно из интересных карантинных решений Arena Space стали корпоративные мероприятия в виртуальной реальности. Увлекательные и яркие виртуальные соревнования, возможность проведения настоящей VR-конференции и неформальной встречи коллег в виртуальном зале.
Как адаптироваться под кризис 2020?
Мы можем извлечь уроки из прошлого, чтобы подготовиться к худшему сценарию и выйти победителями.
1. Возьмите свои худшие ожидания и умножьте их на 2 или 3. На основе этих ожиданий создайте сценарий наихудшего случая, обеспечив тем самым готовность.
2. Быстро проходите итерации.
3. Применяйте новые модели развития бизнеса.
4. Запускайтесь и проходите долину смерти с собственным ресурсом и 0 бюджетом.
5. Станьте источником решения проблем клиентов, а не просто ненужными расходами.
6. Выявите господствующие тренды.
7. Внимательно выбирайте нишу и узнайте спрос на продукт.
Стоимость привлечения клиента увеличилась, средний чек упал, поэтому очень важно на старте не бросаться в омут с головой. Вам нужно выявить нишу, оценить ее и применить пошаговый план в кризис.
- Формула выбора ниши, по которой проверить действующий бизнес и саму идею
Начинающим предпринимателям достаточно сложно выбрать нишу. Нужно исходить от того, что нравится и потенциально актуально в мире. На рынке немного, кто дает информацию о том, как выбирать нишу для своего бизнеса. И мы с VR Academy выбрали свой подход к оценке этой ниши и выявили свою формулу:
С помощью этой формулы нужно оценить свою идею и понять ее потенциальную успешность. Сейчас кризис, и у людей, которые хотят идти в бизнес есть небольшое количество денег с четкой позицией – вложиться и точно попасть в цель.
Формула спасет от:
а) большого количество потерянных денег (заранее все узнать по формуле и не платить аналитическим агентствам)
б) от потери времени, которое он потратил, развивая эту нишу
Как работать с формулой?
Сначала нужно записать все свои идеи, а дальше уже идти по этой формуле, задавая вопросы: «А в чем боль?», «Есть ли рынок?», «А покупатели?» и так далее.
После этого становится понятно в какой из ниш есть больше всего шансов на развитие.
Как выбрать нишу, чтобы не прогадать?
Сейчас клиенты находятся в такой же патовой ситуации, как и все остальные. Их проблемы, их потенциальные выгоды, боли и т. д. радикально изменятся. Поэтому, прежде чем вы начнете выбирать нишу и адаптировать свой бизнес, поймите, как изменятся потребности ваших клиентов. Они могут искать разные решения и продукты, например:
От поиска выгоды к тому, чтобы избежать боли:
Раньше: Забронировать столик в уютном ресторане.
Сейчас: Заказать еду на дом.
Раньше: Мне нужно поговорить лицом к лицу с моим поставщиком услуг.
Сейчас: Я ограничен в плане мобильности, но могу получить доступ к той же услуге в цифровом виде во имя безопасности.
Раньше: Посещения, встречи, ярмарки, мероприятия и конференции.
Сейчас: Телефон, видеоконференция, почта, обмен сообщениями и т. д.
На рынке стало лидировать осознанное потребление и стали расти определенные ниши.
Список растущих ниш:
- Дистанционное обучение
- Образовательные проекты
- Путешествия по России
- Загородные резиденции и отели при крупнейших городах
- Франчайзинговые проекты в сфере общепита
- Фитнес онлайн
- ТЦ нового поколения с кластерным зонированием и моделью “Click and collect”
- Новые локальные бренды и продукты питания
- Виртуальные встречи
- Цифровые развлечения
- Телемедицина
- Дроны
- Робототехника
- Доставка
- и многие другие
Заключительную третью часть читайте в моем блоге совсем скоро.