И опять о слоговой структуре Марковой.
Уж извините, читатели, но писать о ней я буду, наверное, ещё год или два. Потому что мы только в начале, на втором классе. А их там 14. Заранее предупреждаю.
Итак, поехали.
Мы отработали первый класс, дойдя до уверенного определения ударения в словах типа МАМА, ВОДА, ХОДИ.
И перешли ко второму классу. Трёхсложные слова с открытыми слогами. Типа – ПОБЕДА, ПАНАМА.
И вот тут я уже увидела… не знаю, как это назвать. Весь ужас ситуации, в которой пребывает Гриша.
С двухсложными словами не было никаких проблем. Он быстро освоил ритм, а потом и ударение. И поэтому я уверенно заявляла, что работа над слоговой структурой Марковой нужна для того, чтобы ребёнок чувствовал ритм слова.
В книге про слоговую структуру перечислены проблемы, которые она решает. Перестановка, замена, выбрасывание слогов.
На первый, не знающий, на что смотреть, мой взгляд, у Гриши присутствовала только замена звуков. Связано в его случае это с артикуляционной диспраксией (неспособность произнести звук, который хочешь).
Но никогда я не слышала, чтобы Гриша переставлял слоги местами. Он сокращал их количество, произнося начало слова.
И я думала, что это не его проблема, перестановка слогов.
И вот мы перешли ко второму классу.
И…
И я увидела всё.
- И перестановку слогов,
- и перестановку отдельных звуков слогов,
- включая гласные!!!!!!
История с гласными меня вообще повергла в оцепенение. Я не логопед, про такие извращения не знаю, и никогда не читала и не видела. Извините за эмоциональность описания. Но я была в шоке.
Вот, как Вы думаете, кто такие ПУХАТЫ?
Кто честно отгадает до просмотра видео, напишите в комментариях. Лично я бы не догадалась, кто это, услышав такое слово.
Итак. Начав работать со вторым классом, в оцепенении я, конечно, пребывала. Но какое это имеет значение? Работаем, как можем, дальше. И что я начала видеть?
А увидела я, что
- постепенно ребёнок учится произносить верно то, что вообще не мог сказать. Учится выстраивать во рту нужную последовательность артикуляционных позиций.
- он и в жизни начинает верно произносить отработанные слова.
- но самое главное, он переносит навык перехода от слога к слогу и на новые не отработанные слова.
Вот это меня очень поразило. Потому что я уже морально готовилась брать словарь и работать вообще со всеми словами. Я могу, да.
Но нет, навык переключения получился какой-то обобщающий.
Тогда я начала искать ещё информацию о слоговой структуре. Потому что начала работать над ней только потому, что услышала в лекции Новиковой-Иванцовой, что вот они сначала звуки вызывают у алаликов, потом отхлопывают классы Марковой, потом работают над фразой и так далее.
То есть я услышала, посмотрела, что это такое. Вроде ясно. Сделать легко. Будем делать.
Уточнение. Я часто так работаю. Узнаю что-то. И если мне понятно, то сразу делаю. Не вдаваясь в подробности, не читая научных статей. Делать можно? Делаем. Всех книг не перечитать, а время ограничено.
И только потом, когда вижу, что то или иное упражнение «творит чудеса» или, как в примере со слоговой структурой Марковой, учит Гришу переключаться между слогами системно, а не в каждом отдельном слове. Вот в таком случае я начинаю искать научную литературу, чтобы понять, а что же всё-таки делает упражнение, которое мы выполняем.
И вот начала искать. К слову, очень мало информации об этом. В основном, одно и то же, перечисление 14 классов, ритм и всё.
Но тут нашла вот такую статью:
http://pedlib.ru/Books/4/0055/4_0055-1.shtml#book_page_top
И что я там вычитала? А то, что вижу в работе с Гришей. Не ритм – главное, чему учит работа со слоговой структурой, а переход-переключение от слога к слогу. Оказывается, что Гриша не уникален, и множество детей с сенсорной и моторной алалиями даже имея все звуки, вполне могут не уметь переключаться между ними.
В простонародье это можно назвать: неразборчиво говорит, каша во рту.
Но на деле ребёнок не может по собственному желанию выстроить последовательность позиций артикуляционных. И если здоровый человек даже не думает об этом, то человек с нарушениями, к сожалению, должен начать думать.
И вот над этим, оказывается, мы и работаем, примитивно хлопая в ладоши. И я вижу, как Гриша думает над тем, что должен произнести (вы тоже увидите на видео). И какой удивительный это даёт результат.
Итак.
Слоговая структура Марковой А. К. – это не только работа над ритмом слова, но и над способностью ребёнка переключаться от слога к слогу.
Оказывается, это может быть очень большой проблемой.
И как показала практика, даже имея речь уже полтора года, Гриша не может справиться с этой проблемой самостоятельно. Как выбрасывал звуки, так и выбрасывает (с появлением жестов эта ситуация очень улучшилась), как переставлял слоги, так и переставляет.
А это у него было (перестановка слогов), просто проблем в речи так много, что я не могла вычленить эту конкретную из всей той каши, которую говорит Гриша. Но как только увидела улучшения с произнесением слогов, начала замечать, что да, он очень часто именно переставляет слоги, но делает это так хитро, что догадаться сложно. Потому что он не чистые слоги переставляет, но и внутри них меняет звуки (Как в примере с ПУХАТАМИ, который вы увидите на видео). И кажется, что он просто звук неверно произносит. А он… слоги переставляет И меняет звуки. Вот это, конечно, открытие. Да…
Но даже краткая работа над слоговой структурой даёт удивительный для решения этой проблемы результат.
А главное, это умение (переключаться между слогами) переносится и в жизнь, и на новые, не отрабатываемые на уроках слова.
П.С. Итак. Кто такие ПУХАТЫ?
Видео короткое. На нём отработка одного слова в течение 6 занятий.
Предупреждаю, слабонервным, жалостливым - не смотреть. Всё очень плохо.
Но, в итоге, финал хороший. Слово закрепилось не только на уроке, но и в жизни.
Удачи и терпения вам.