Найти тему
Аутизм и школа

Аутизм. Кто такие пухаты. Или как мы работаем над неразборчивостью в речи.

И опять о слоговой структуре Марковой.

Уж извините, читатели, но писать о ней я буду, наверное, ещё год или два. Потому что мы только в начале, на втором классе. А их там 14. Заранее предупреждаю.

Итак, поехали.

Мы отработали первый класс, дойдя до уверенного определения ударения в словах типа МАМА, ВОДА, ХОДИ.

И перешли ко второму классу. Трёхсложные слова с открытыми слогами. Типа – ПОБЕДА, ПАНАМА.

И вот тут я уже увидела… не знаю, как это назвать. Весь ужас ситуации, в которой пребывает Гриша.

С двухсложными словами не было никаких проблем. Он быстро освоил ритм, а потом и ударение. И поэтому я уверенно заявляла, что работа над слоговой структурой Марковой нужна для того, чтобы ребёнок чувствовал ритм слова.

В книге про слоговую структуру перечислены проблемы, которые она решает. Перестановка, замена, выбрасывание слогов.

На первый, не знающий, на что смотреть, мой взгляд, у Гриши присутствовала только замена звуков. Связано в его случае это с артикуляционной диспраксией (неспособность произнести звук, который хочешь).

Но никогда я не слышала, чтобы Гриша переставлял слоги местами. Он сокращал их количество, произнося начало слова.

И я думала, что это не его проблема, перестановка слогов.

И вот мы перешли ко второму классу.

И…

И я увидела всё.

  • И перестановку слогов,
  • и перестановку отдельных звуков слогов,
  • включая гласные!!!!!!

История с гласными меня вообще повергла в оцепенение. Я не логопед, про такие извращения не знаю, и никогда не читала и не видела. Извините за эмоциональность описания. Но я была в шоке.

Вот, как Вы думаете, кто такие ПУХАТЫ?

Кто честно отгадает до просмотра видео, напишите в комментариях. Лично я бы не догадалась, кто это, услышав такое слово.

Итак. Начав работать со вторым классом, в оцепенении я, конечно, пребывала. Но какое это имеет значение? Работаем, как можем, дальше. И что я начала видеть?

А увидела я, что

  • постепенно ребёнок учится произносить верно то, что вообще не мог сказать. Учится выстраивать во рту нужную последовательность артикуляционных позиций.
  • он и в жизни начинает верно произносить отработанные слова.
  • но самое главное, он переносит навык перехода от слога к слогу и на новые не отработанные слова.

Вот это меня очень поразило. Потому что я уже морально готовилась брать словарь и работать вообще со всеми словами. Я могу, да.

Но нет, навык переключения получился какой-то обобщающий.

Тогда я начала искать ещё информацию о слоговой структуре. Потому что начала работать над ней только потому, что услышала в лекции Новиковой-Иванцовой, что вот они сначала звуки вызывают у алаликов, потом отхлопывают классы Марковой, потом работают над фразой и так далее.

То есть я услышала, посмотрела, что это такое. Вроде ясно. Сделать легко. Будем делать.

Уточнение. Я часто так работаю. Узнаю что-то. И если мне понятно, то сразу делаю. Не вдаваясь в подробности, не читая научных статей. Делать можно? Делаем. Всех книг не перечитать, а время ограничено.
И только потом, когда вижу, что то или иное упражнение «творит чудеса» или, как в примере со слоговой структурой Марковой, учит Гришу переключаться между слогами системно, а не в каждом отдельном слове. Вот в таком случае я начинаю искать научную литературу, чтобы понять, а что же всё-таки делает упражнение, которое мы выполняем.

И вот начала искать. К слову, очень мало информации об этом. В основном, одно и то же, перечисление 14 классов, ритм и всё.

Но тут нашла вот такую статью:

http://pedlib.ru/Books/4/0055/4_0055-1.shtml#book_page_top

И что я там вычитала? А то, что вижу в работе с Гришей. Не ритм – главное, чему учит работа со слоговой структурой, а переход-переключение от слога к слогу. Оказывается, что Гриша не уникален, и множество детей с сенсорной и моторной алалиями даже имея все звуки, вполне могут не уметь переключаться между ними.

В простонародье это можно назвать: неразборчиво говорит, каша во рту.

Но на деле ребёнок не может по собственному желанию выстроить последовательность позиций артикуляционных. И если здоровый человек даже не думает об этом, то человек с нарушениями, к сожалению, должен начать думать.

И вот над этим, оказывается, мы и работаем, примитивно хлопая в ладоши. И я вижу, как Гриша думает над тем, что должен произнести (вы тоже увидите на видео). И какой удивительный это даёт результат.

Итак.
Слоговая структура Марковой А. К. – это не только работа над ритмом слова, но и над способностью ребёнка переключаться от слога к слогу.
Оказывается, это может быть очень большой проблемой.
И как показала практика, даже имея речь уже полтора года, Гриша не может справиться с этой проблемой самостоятельно. Как выбрасывал звуки, так и выбрасывает (с появлением жестов эта ситуация очень улучшилась), как переставлял слоги, так и переставляет.
А это у него было (перестановка слогов), просто проблем в речи так много, что я не могла вычленить эту конкретную из всей той каши, которую говорит Гриша. Но как только увидела улучшения с произнесением слогов, начала замечать, что да, он очень часто именно переставляет слоги, но делает это так хитро, что догадаться сложно. Потому что он не чистые слоги переставляет, но и внутри них меняет звуки (Как в примере с ПУХАТАМИ, который вы увидите на видео). И кажется, что он просто звук неверно произносит. А он… слоги переставляет И меняет звуки. Вот это, конечно, открытие. Да…
Но даже краткая работа над слоговой структурой даёт удивительный для решения этой проблемы результат.
А главное, это умение (переключаться между слогами) переносится и в жизнь, и на новые, не отрабатываемые на уроках слова.

П.С. Итак. Кто такие ПУХАТЫ?

Видео короткое. На нём отработка одного слова в течение 6 занятий.

Предупреждаю, слабонервным, жалостливым - не смотреть. Всё очень плохо.

Но, в итоге, финал хороший. Слово закрепилось не только на уроке, но и в жизни.

НАВИГАТОР

ВОПРОСЫ

Удачи и терпения вам.