Первый «легковой» дизель ММЗ, установленный на российский внедорожник, оказался ему впору.
Показанный на выставке «БелАгро-2020» УАЗ-469, под капотом которого на Минском моторном заводе установили дизельный силовой агрегат ММZ-4DTI, вызвал ажиотажный интерес. Теперь ждем реакции рынка, и первые потенциальные клиенты уже есть!
Идея по оснащению двигателем Минского моторного завода таких автомобилей как ГАЗель, УАЗ-469, УАЗ-452 возникла давно. И вот, наконец, воплотилась в переоборудовании автомобиля УАЗ-469 дизелем MMZ-4DTI. Заводчане с этим проектом работали в охотку.
Четырехцилиндровый 2,1-литровый ММZ-4DTI — это самостоятельная разработка Минского моторного завода, девизом которой может быть «универсальность и выносливость». Первые прототипы появились еще в 2015 году, но серийный вариант показали летом 2020-го.
Дизельный ММЗ-4DTI на три четверти унифицирован с 3-цилиндровым 1,6-литровым мотором ММЗ-3LD, предназначенным для сельскохозяйственной техники. Разумеется, у MMZ-4DTI оригинальный блок цилиндров, распределительный вал, коленвал, головка цилиндров, клапанная крышка, впускной и выпускной коллектора, масляный картер — эти детали делают на ММЗ.
Блок и головка цилиндров, а также выпускной коллектор войдут в продукцию нового литейного цеха, открывшегося недавно в Столбцах. Из импортных элементов можно назвать топливную систему, которая поставляет чешская компания Motorpal, да и то, некоторые детали ТНВД, в частности, крышки корпуса и сами корпуса ММЗ отливает. Для формирования установочного УАЗовского комплекта докупают некоторые элементы как в России, так и в Беларуси.
Благодаря простоте базовой конструкции 4DTI может выпускаться в нескольких вариантах исполнения и мощностных характеристик. Самая простая версия — атмосферная, она выдает 49 л. с. и отлично подойдет в качестве силовой установки на различные виды тихоходной техники. Турбонаддув и интеркулер позволяют снять с коленвала 75 сил, а самая мощная версия — Common-rail, над которой еще идет работа, сможет раскрутиться и до 120 л. с., выдавая 300 Н·м крутящего момента. Мотор будет соответствовать экологическим нормам от Евро-2 до Евро-5 в зависимости от комплектации.
Для того чтобы установить минский дизель на УАЗ, в автомобиль пришлось внести минимальные доработки. Комплект сделан так, что для замены практически не требует слесарных работ. Разве что пришлось подгонять выхлоп и балку, третью точку опоры силового агрегата, подрезать по месту. При выходе на серийное производство комплектов все эти нюансы будут учтены и бригадой из 2-3 человек, при соответствующем оборудовании рабочего места замену можно будет произвести, что называется, парой гаечных ключей и одной отверткой. Это, конечно, некоторое преувеличение, но недалекое от истины.
Мне удалось прокатиться на дизельном УАЗике и, должен сказать, мотор ему впору. При том, что у меня есть более чем достаточный опыт езды именно на дизельных внедорожниках Ульяновского завода. Собственно, у меня самого был «Хантер» с ЗМЗ-514, который является одним из потенциальных конкурентов минскому мотору. Наш движок несколько более шумный и не столь динамичен, зато у него очень ровная тяга, практически отсутствует турбояма, вернее, она, наверняка, есть, но на столь низких оборотах, что провал проскакиваешь не заметив.
Что порадовало, так это адекватность реакции двигателя на нажатие педали газа. А педаль в этом конкретном УАЗе, что называется, «ложкой», то есть напольная с коротким ходом и довольно тугая. Обычно дизеля весьма нервно реагируют на плавное нажатие педали, поддергивая машину в нижнем секторе тахометра. На нашем моторе, несмотря на архаичный, будто из 50-х, привод акселератора, удавалось рывков избежать на всем диапазоне оборотов. Диапазон этот, кстати, не так уж и широк, что ограничивает максимальную скорость сотней с небольшим километров в час. Потворствуют тому и «военные» мосты УАЗа, передаточное число которых больше обычных. Замеры скорости сделали на Минском полигоне колесных машин в Липках. Там же, в Липках, но уже на танковом полигоне, попробовали УАЗ-469 4DTI на бездорожье. Что тут сказать, завидую, мне пока довелось покататься только по асфальту. Но, по словам сотрудников ММЗ, мотор рожден для бездорожья и отлично подходит для УАЗа. Получит машина номера — обязательно скатаемся на внедорожный полигон, посмотрим наш УАЗик в деле!
Что касается рыночных перспектив нового мотора в общем и его варианта для УАЗа, то тут многое зависит от того, как быстро удастся организовать его серийное производство. Предположительно уже в начале следующего года можно будет говорить об этом, имея основания. Пока же известно, что Куба, а именно, компания TRANSIMPORT, заинтересовалась как минимум сотней комплектов для переоснащения бензиновых Ульяновских внедорожников. В списке есть еще Монголия, Египет, Венгрия, Эквадор, Индонезия, Ирак и даже Китай.Российских внедорожников по миру довольно много и далеко не всех устраивает изношенный бензиновый мотор, или замена на дорогой импортный агрегат. Есть живой интерес и в России, где, несмотря на довольно обширное предложение дизелей, начиная от 2,2-литрового ЗМЗ и заканчивая 2,8-литровым Cummins, простой, неприхотливый и выносливый мотор всегда в цене, особенно на «северах». Тем более, там хорошо знают, что Минский моторный завод — это синоним качества и надежности! Остается только понадеяться, что и в нашем отечестве об интересной и нужной разработке не забудут!
Автор статьи: Игорь Губарь
Автор фото: Игорь Губарь