Найти в Дзене

Сбитый лётчик 18 дней полз по снегу, а потом воевал без ног. Алексей Маресьев - человек стойкость!

Оглавление

Алексей Маресьев. Об этом лётчике в Советском Союзе знал каждый. Человек – легенда. Человек – стойкость. 5 апреля 1942 года, в Новгородской области во время операции по прикрытию бомбардировщиков, в бою с истребителями противника, командир звена Як-1 Маресьев Алексей Петрович был подбит. Он не вернулся с задания и пропал без вести. По крайней мере, так написано в его документах. Но тогда история его подвига только начиналась.

Маресьев Алексей Петрович со звездой героя на груди.
Маресьев Алексей Петрович со звездой героя на груди.

Чудом остался жив и отбивался от видений.

Маресьев до последнего тянул свой самолёт, у которого был пробит мотор. Он уже перелетел линию фронта, но севернее деревни Рабежа при попытке совершить вынужденную посадку на обнаруженное среди деревьев замёрзшее озеро, двигатель внезапно заглох. Самолёт перевернулся, ремни, держащие лётчика, лопнули, и Алексей вылетел из кабины с высоты около 30 метров.

При падении лётчик чудом остался жив, но ударился головой и потерял сознание. Когда же он очнулся, у него начались галлюцинации. Он видел самолёты, людей, кричал, чтобы ему помогли, но всё исчезало. Потихоньку он пошёл на восток, блудил по лесу, шёл, ложился, потом снова шел. Спал до утра в снегу. 11 дней его мучали видения: то старик выйдет из дома и скажет, что у нас тут дом отдыха, а потом всё дальше и дальше уходит, то девушка с парнем несут вёдра с водой, а напиться не дают и потом пропадают. То, вдруг летчик окажется у себя на аэродроме, видит своего техника, но и тот не шёл ему на помощь.

-2

Ноги всё-таки отморозил.

Когда же галлюцинации прошли, то оказалось, что Маресьев уже сильно отощал, так как ничего это время не ел. Дальше он пошёл, ориентируясь по солнцу в надежде выйти к какому-нибудь селу. Но силы уже его оставили. За все 18 суток, что лётчик блудил по лесу, он съел лишь горсть муравьев и пол-ящерицы. Алексей выбрал себе толстую палку, ставил ее и подтягивался к ней. Так и шёл по полтора-два километра в день. Причем он отморозил ноги. В унты попала вода, так как кругом уже таяло, а ночью было холодно, мороз и ветер. Но лётчик не догадался, что ноги отморожены, он думал, что не мог идти от голода.

23 апреля лётчика обнаружили крестьяне из деревни Плав. Два дня его отпаивали молоком, а потом из близлежащей военной части приехал капитан и забрал его к себе. В передвижном госпитале Мересьеву сделали переливание крови, и лётчику стало лучше, но ненадолго. Его состояние было тяжёлым: ноги белые от обморожения, и дышать стало трудно. Алексей поначалу бредил и терял сознание. На санитарном самолёте его отправили в Москву, где уже стали лечить более основательно, но врачам не удалось спасти ноги лётчика. В ходе двух операций Маресьеву ампутировали одну ногу до колена, а на другой отняли часть стопы.

Алексей Маресьев в госпитале.
Алексей Маресьев в госпитале.

Казалось, что с лётной карьерой можно распрощаться на веки и продолжать жизнь обычного инвалида, но не такой был лейтенант Маресьев. Он научился не только ходить, но и летать, и продолжил дальше бить ненавистного врага.

Стальной характер лётчик выковал в детстве.

Где же он брал истоки своей стойкости и целеустремлённости. Быть может в детстве? Будущий герой Советского Союза родился в 1916 году в городе Камышине. В три года он остался без отца, который вернувшись с полей Первой Мировой войны, умер от ран. Маленького Алёшу и ещё двух его старших братьев воспитала мать Екатерина Никитишна. У семьи тогда не было даже своего угла: жили они в конторе лесозаготовительного завода.

Маресьев восхищался своей матерью. Она работала уборщицей, и целыми днями мыла, чистила и скребла заводские помещения, топила печи и сама рубила и таскала для них дрова. Ночами же она занималась домашними делами.

"Не правда, что смелость можно проявлять только на войне, - говорил о своей матери Маресьев, - В самой простой жизни иной раз больше мужества и стойкости, чем в военной биографии".
Маресьев до войны (посередине). Видок бандитский, но душа светлая.
Маресьев до войны (посередине). Видок бандитский, но душа светлая.

Как и миллионы советских мальчишек, Алексей прошёл все ступени тогдашней общественной жизни. Он закончил школу, фабрично-заводское училище и тогда же "заболел небом." Однажды он увидел летящий самолёт - настоящую редкость, а пилот не просто летел, а ещё и фигуры выписывал. Заворожённый этой картиной, подросток сразу понял, кем хочет стать в жизни.

Работая на лесхозе, он поступил на заочный рабфак Московского авиационного института, потом в Комсомольске-на-Амуре занимался в аэроклубе, а срочную службу он проходил в авиапогранотряде на острове Сахалине.

Срочник Алексей Маресьев.
Срочник Алексей Маресьев.

И вот война! Лейтенант Алексей Маресьев был отправлен на фронт в июле 1941-го года. В 42-м он стал командиром звена, и во время Демянской операции сбил три "Тётушки-Ю" - транспортных самолёта Ю-52, но и сам во время одного из вылетов был сбит.

Юнкерс Ю-52. Намцы называли этот самолёт: Тётушка Ю.
Юнкерс Ю-52. Намцы называли этот самолёт: Тётушка Ю.

Летать нельзя! Пришлось учиться танцевать!

Маресьев в госпитале не унывает. Его цель вернуться обратно на фронт, в авиацию и сбить хотя бы один вражеский самолёт. На протезах он начинает свои тренировки. Превозмогая страшную боль он, держась за стул, делает один маленький шаг за другим. Эти шаги приближают его к победе. К победе над собой, к победе над недугом. Следующий этап - лестница, а потом, уже и лес. До изнеможения Алексей Петрович ходит, бегает, карабкается через овраги и перелазит через поваленные деревья. Ноги болят адски, но Маресьев идёт дальше и учится танцевать. Танцует он до тех пор, пока у него это не начинает получаться так хорошо, что ему начинают даже завидовать другие раненые. Танцы же и дают дальнейшую путёвку в лётную жизнь Маресьеву.

Комиссия по отбору на фронт долго читала личное дело лётчика и у них явно не сходилось прочитанное с увиденным. Бодро шагающий молодой человек, и вдруг, ампутация обеих ног.

Алексей Маресьев с протезами
Алексей Маресьев с протезами

- Что же вы нам батенька голову-то морочите, - в итоге произнёс старый профессор, - вы лётчик? И думаете летать? Но у вас же ног нет!

- Не думаю, а буду летать! – твёрдо ответил Маресьев, - а если вы хотите увидеть, как я владею протезами, то приходите вечером в клуб, где я буду танцевать.

Маресьев после госпиталя
Маресьев после госпиталя

Комиссия от приглашения не отказалась и после вечера танцев уже полностью была на стороне лётчика. В начале 1943 года Маресьев был направлен в Ибресинскую лётную школу, и уже в феврале совершил свой первый после ранения пробный вылет. К тому же лётчик освоил скоростной истребитель ЛА-5, на котором и продолжил лётную службу. В июне его направили в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Командир полка поначалу не пускал Алексея на боевые задания, но командир эскадрильи капитан Числов поверил в лётчика и взял Маресьева с собой в пару на боевой вылет. После же нескольких удачных вылетов доверие к Маресьеву возросло.

Сбивать! Только сбивать!

19 июля лётчик доказывает всем и прежде всего себе, что не зря рвался в небо. Он сбивает пикирующий бомбардировщик Ju-87, а уже на следующий день 20 июля Алексеем Маресьевым были сбиты два вражеских истребителя Fw.190. При этом Маресьев спас жизни двум советским лётчикам, среди которых был командир соседнего истребительного авиаполка.

Немецкий самолёт Фоккевульф 190
Немецкий самолёт Фоккевульф 190

Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всей 15-ой воздушной армии, а далее и по всему фронту. В полк стали приезжать корреспонденты, среди которых был и репортёр газеты "Правда" Борис Полевой. Судьбоносная встреча произошла в землянке под Орлом в августе 1943 года. Тогда репортёр записал рассказ лётчика в тетрадь, а уже после войны им была написана «Повесть о настоящем человеке». Когда же в 1948 году на киностудии Мосфильм было снято кино с одноимённым названием, тогда о Маресьеве узнали люди всего Советского Союза.

Маресьев и Борис Полевой
Маресьев и Борис Полевой

Но слава не нравилась лётчику, он тяготился ей. Маресьев от природы был очень скромным человеком и часто, когда его спрашивали про сбитые самолёты, говорил, что мы их сбили. Не я, а мы. Таким он оставался всю жизнь, стеснялся даже льгот, полагающихся ему как инвалиду. Но он понимал, что его пример использовался для воспитания молодого поколения, и поэтому всегда принимал приглашения на торжества и встречи со школьниками. Где вновь и вновь пытался доказать всем, что ничего героического в его подвиге нет и не было.

-11

В августе 1943 года старший лейтенант Алексей Петрович Маресьев был удостоен звания Героя Советского Союза. Всего за время войны он совершил 86 боевых вылетов и сбил в воздушных боях 7 или 11 самолётов противника. При том, что Алексей Петрович дожил до 2001 года, но среди маресьевцев до сих пор ведутся споры о количестве сбитых им машинах противника. Но это и не важно, подвиг Маресьева не в сбитых самолётах, а в попытке преодолеть барьеры, поставленные природой. В расширении граней человеческих возможностей: в стойкости, силе духа и целеустремлённости, которых так не хватает людям сегодняшнего "ватного" общества.

Друзья, не ленитесь комментировать - Маресьев великая личность, чтобы о нём помнили, и подписывайтесь на канал. Миру, мир!