Найти тему
Izma

ВТОРАЯ ВОЛНА РАЗРУШИТ ЭКОНОМИКУ РОССИИ???

Оглавление

Россия объявила о победе над коронавирусом в июне перед конституционным референдумом. Но теперь нас ждет вторая смертоносная волна.

В настоящее время в России фиксируется резкий всплеск новых инфекций, а Москва начинает вводить новые ограничения - рекомендовать предприятиям снова закрыть свои офисы и вводить продленные школьные каникулы - экономика уже начала стагнировать и замедляться, а среди предприятий растут опасения, связанные с тем, что, возможно, возвращение к потенциально разрушительной, длительный остановке работы компаний.

Однако власти настаивают на том, что строгий карантин не стоит на повестке дня, и экономисты также не ожидают, что Россия будет издавать указы о домашней изоляции или о запрете работы для магазинов, фабрик, строительных площадок и ресторанов.

«Существует широко распространенное мнение, что недостатки закрытия перевешивают положительные стороны, поэтому мы считаем, что повторение ситуации маловероятно», - сказала Софья Донец, экономист Renaissance Capital.

Поскольку более строгие ограничения означают более глубокий экономический удар, поэтому меры, которые Россия выбирает для сдерживания распространения вируса, являются основным фактором, который повлияет на экономическую ситуацию в следующие несколько месяцев.

«Ограничения вряд ли будут такими жесткими, как весной», - сказал The Moscow Times Дмитрий Бабин, рыночный аналитик BCS Broker, добавив, что «влияние на экономику будет не таким сильным, как во время первой волны».

Аналитики ожидают, что Россия будет следовать так называемой «шведской модели» в борьбе со второй волной - введением социальных ограничений на массовые собрания наряду с предупреждениями соблюдать социальное дистанцирование и использовать маски или столкнутся с более жесткими ограничениями.

Эти меры могли бы помочь избежать необходимости массовых закрытий, несмотря на то что журналисты обычно указывают на высокую степень недоверия и пренебрежения в обществе к официальным обращениям, а это означает, что более широкая изоляция все же может быть вариантом.

С экономической точки зрения Россия справилась с первой волной кризиса лучше, чем ожидали некоторые аналитики. Несмотря на обвал цен на нефть и новую сделку ОПЕК +, которая резко сократила добычу нефти - главного источника дохода России - наряду с общенациональным карантином, который на бумаге был одним из самых строгих в мире, экономика упала только на 8,5% во втором квартале.

До того как усилились опасения по поводу второй волны, экономисты прогнозировали сокращение на 4% к 2020 году - намного лучше, чем в большинстве стран с развитой экономикой и на многих развивающихся рынках. Инфляция осталась ниже целевого показателя Центрального банка в 4%, несмотря на то, что он снизил процентные ставки до самого низкого уровня. Безработица увеличилась, но только примерно на два процентных пункта.

В то же время правительство придерживалось того, что Эрих Ариспе из Fitch Ratings называет «сильными буферами»: суверенный фонд благосостояния России по последним подсчетам составил более 175 миллиардов долларов, у него достаточно международных резервов, чтобы покрыть почти двухлетний импорт и государственные уровень долга чрезвычайно низок и составляет менее 20% ВВП.

-2

Тратить или копить?

Домохозяйства также накопили «избыток доходов», добавив, что это может поддержать расходы всей российской экономики в период восстановления. Текущие счета выросли на 45%, а остатки денежных средств также выросли на 27% с начала пандемии. То, что эти деньги хранятся в ликвидной легкодоступной форме, а не в долгосрочных инвестициях или на счетах, предполагает потенциальную готовность тратить.

Сделают ли они это, будет иметь решающее значение для определения состояния экономики в следующие несколько месяцев, сказал Хели Симола, старший экономист Института экономики переходного периода (BOFIT) Банка Финляндии.

« Внутреннее потребление является ключевым. Если будут ограничения, это снова сильно ударит по экономике », - сказала она.

Бабин из BCS Broker опасается, что даже ряд более мягких ограничений все равно окажет значительное влияние на российскую экономику из-за потенциально постоянного изменения в поведении потребителей - мышления, которое может сохраниться и в будущем.

«Даже снятие ограничений и вероятное распространение эффективной вакцины вряд ли приведет к тому, что уровень и характер потребления вернутся к докризисному уровню», - сказал он. «Неуверенность в будущих доходах и страх перед возможной новой пандемией заставят многих ограничить свои расходы, смещая баланс в пользу сбережений».

Данные по платежам Сбербанка показывают, что расходы на услуги по-прежнему снизились на 14% по сравнению с прошлым годом, при этом доходы в ресторанах и кафе снизились на 18%, несмотря на то, что их открытие по всей стране и закрытие границ стимулировали внутренний туризм .

Неуверенность в расходах также распространяется на то, как политики могут отреагировать на вторую волну.

«У государства есть ресурсы, вопрос только в том, хочет ли оно их использовать», - сказала Forbes доцент Московской экономической школы Наталья Волчкова.

Правительство оказалось неохотно использовать свои резервы для пакета стимулов в первый раз, и ему нужно будет решить, что делать с такими мерами, как дешевые бизнес-кредиты, дополнительные выплаты семьям с маленькими детьми, более высокие пособия по безработице, дополнительная оплата медицинских услуг.

По словам Бабина, Центробанк также стоит перед другой дилеммой. Недавнее резкое падение курса рубля и волатильность рынка могут привести к росту инфляции и дать политикам повод воздержаться от дальнейшего снижения процентных ставок , которые уже были снижены с 6,25% до 4,25% в этом году.

«Потенциал дальнейшего снижения ставок почти исчерпан», - сказал он. «Есть даже риски роста в случае значительного ухудшения внутренних и внешних условий».

Еще одна уязвимость - традиционная зависимость России от нефти. Беспрецедентное соглашение с ОПЕК +, первоначально сократившее добычу на 10 миллионов баррелей в день, что составляет 10% от мировой добычи, помогло стабилизировать рынок весной. Но с учетом трудностей, связанных с переговорами по этой сделке, «странам будет очень трудно сделать еще более серьезные сокращения», - сказал Симола, в результате чего Россия подвергнется риску очередного падения цен на нефть, если другие страны по всему миру наложат новые ограничения.

Что будет дальше с нашей экономике вызывает вопросы, возможно, она не выдержит еще одного такого мощного удара. Но будем надеяться, что мы сможем пережить этот период. И с полными силами будем восстанавливать нашу экономику!!!