«Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь учат в школе...» Да! Учат и писать, и читать, и много чему ещё… Но не объясняют КАК УЧИТЬСЯ, КАК ЛЕГЧЕ ЗАПОМИНАТЬ?! А ведь чем раньше человек освоит эту науку, тем продуктивнее будет его будущее!
Сегодня делюсь личным опытом, как учить словарные слова. К этим способам пришла по наитию, чтобы облегчить «участь» ребёнка. Так вот, запоминать грамотное написание словарных слов можно при помощи ассоциаций. Которые могут быть как логическими, так и совсем наоборот — безумными. ;-)
1) Давайте разберём несколько слов для примера:
— пОртфель — чтобы запомнить, что данное слово надо писать через букву О, достаточно представить пОрт, в котором вместо кораблей стоят пОртфели;
— кОньки — представляем, как кОнь в кОньках катается;
— сОрока, вОрона — любит стащить что-нибудь блестящее, так называемая птица вОр;
— вОкруг — поднимаем большой палец вверх и восклицаем: — вО! круг!
— стОлица — представляем большой стОл, вокруг которого сидят города нашей страны, а во главе, естественно, Москва. Кстати, тут вполне уместно запомнить связку: стОлица-МОсква;
— родИна — место, где родИлся;
— спАсибО — данное слово произошло от фразы — спАси бОг;
— кОрысть — можно сопоставить со словом вОр, т.к. в обоих случаях подразумевается нечестное получение какой-либо выгоды;
— обАяние — можно представить пару влюблённых, где обА испытывают симпатию друг к другу (те же мама и папа, например);
— учИтель — от слова учИт, а учЕник — получает знания, т.е. учЕние;
— АнАтомия — разбиваем на мини-слова АнА-том-и-я, получилась маленькая компания;
2) В более сложных словах мы применяем несколько другой способ ассоциаций, например:
— коММуникация и аННотация — точное определение этих слов можно найти в словаре. Но оба можно представить как что-то состоящее из большого количества/множества. Т.е. коММуникация — это большое количество людей, а аННотация — краткое содержание большого материала (книги, статьи и т.д.). И т.к. оба слова имеют отношение к большому, то можно запомнить их как пару слов с «большим» (удвоенным) содержанием букв.
3) Также можно строить ассоциативные цепочки для слов, у которых одинаковые непроверяемые гласные, например:
— кАпуста, кАрАндаш — представляем кАпусту, из которой торчит кАрандаш;
— пЕтух, пЕнал — представляем пЕтуха, сидящего в пЕнале;
К некоторым словам мы с ребёнком ассоциаций не придумываем, просто запоминаем. Но тут каждому свое.
Конечно словарных слов намного больше, и в одной статье невозможно объять необъятно. Но надеюсь, что понимание, как можно учить данную тему, раскрыто. А если нет, пишите в комментариях, будем учиться вместе! ;-)
Учитесь играючи, чтобы не было скучно!
Учитесь эмоционально — творя и изобретая!