Найти тему
Культур-трегер

Как после революции 1917 был разграблен Юсуповский дворец

На момент октябрьской революции 1917 года Юсуповский дворец был красивейшим дворцом Петербурга, а его художественная коллекция была самым ценным частным собранием в России.

Нарком просвещения А. Луначарский выдал дворцу охранную грамоту, что уберегло здание от прямого разграбления, но не помешало впоследствии лишить дворец всех ценностей и в значительной степени повредить интерьеры.

Зинаида Юсупова в своем будуаре (фото середины 1910-х годов), из убранства комнаты до наших дней чудом дошел только диванчик на котором сидит княгиня
Зинаида Юсупова в своем будуаре (фото середины 1910-х годов), из убранства комнаты до наших дней чудом дошел только диванчик на котором сидит княгиня

В Феврале 1919 года дворец Юсуповых был национализирован, после чего, из различных гос. ведомств, во дворец стали поступать требования о выдаче того или иного обиходного дворцового имущества.

Начиная с февраля 1919 года и фактически по 1925 год, помимо действительно обиходных вещей, из дворца было выдано свыше 1000 единиц мебели: диваны, стулья, кресла, столы, шкафы и тп (но, как может быть обиходной мебель во дворце?) Кроме того, огромное количество текстиля из исторических комнат: портьеры, ковры, скатерти и тп. Вполне понятно, что обиходность или музейная ценность того или иного предмета определялась просто на глаз.

Юсуповский дворец, фото до 1917, в настоящий момент, из всего, что видно на фото, в этом зале остались только люстры.
Юсуповский дворец, фото до 1917, в настоящий момент, из всего, что видно на фото, в этом зале остались только люстры.

В апреле 1919 года разобрали на кирпичи и стекла знаменитую оранжерею, которая еще совсем недавно славилась на весь Петербург коллекцией экзотических растений.

В этом же месяце началось передача драгоценностей в Госбанк. В первой партии было передано 80 пудов (1 тонна 304 кг) серебра, 1 пуд (16,3 кг) золота и 4 ящика с драгоценностями. Полные и подробные описи всего выданного не сохранились. Судьба абсолютного большинства этих ценностей неизвестна.

"Васильки и стебли овса"(золото, бриллианты, горный хрусталь), Россия, 1880-е годы. Одна из немногих драгоценных безделушек Юсуповского дворца, дошедшая до наших дней, была в тех 4 ящиках, которые были сданы в Госбанк. Впоследствии была передана в Эрмитаж.
"Васильки и стебли овса"(золото, бриллианты, горный хрусталь), Россия, 1880-е годы. Одна из немногих драгоценных безделушек Юсуповского дворца, дошедшая до наших дней, была в тех 4 ящиках, которые были сданы в Госбанк. Впоследствии была передана в Эрмитаж.

Некоторые единичные предметы впоследствии все таки попали в музеи Ленинграда, но даже и там происходили непонятные казусы. Известно, что Эрмитаж по какой то причине не захотел принять большие серебряные фигуры, изображающие родословную князей Юсуповых (эти фигур впоследствии также пропали).

В мае 1919 года в Госбанк из дворца была выдано еще 8 ящиков серебра, теперь уже без указания веса, но с более менее подробной описью, например: "хрустальная чаша в серебряной оправе, на ручках орлы, ножки в виде львов"и тп. В июне того же года из дворца в Госбанк выдали последние, остававшиеся там золотые предметы: 25 особенно ценных золотых тарелок и ложек: "очень тонкой работы, гравированы львиные морды".

Серебряные позолоченные работы европейских мастеров XVI-XIX из коллекции Юсуповых  В настоящее время в Эрмитаже сохранилось около 27-30 подобных предметов
Серебряные позолоченные работы европейских мастеров XVI-XIX из коллекции Юсуповых В настоящее время в Эрмитаже сохранилось около 27-30 подобных предметов

Должностные лица, управлявшие дворцом в этот период, неоднократно нагло злоупотребляли своим положением. Так, завхоз дворца Ф. Прусян, обставил свою квартиру мебелью из дворца и забрал 4 ценные картины.

В том числе, шедевр коллекции картину художника Ж.Б. Греза "Девочка с собачкой". Этот случай был выявлен, но сколько подобных инцидентов прошло незаметно?

Жан Батист Грез "Девочка с собачкой", 18 век, Франция. Эта картина хранится в Англии, ее авторский вариант был в коллекции Юсуповых и был похищен завхозом дворца, в настоящее время местонахождение "русского варианта" картины неизвестно.
Жан Батист Грез "Девочка с собачкой", 18 век, Франция. Эта картина хранится в Англии, ее авторский вариант был в коллекции Юсуповых и был похищен завхозом дворца, в настоящее время местонахождение "русского варианта" картины неизвестно.

Первая полноценная опись музейного имущества была проведена только в июне 1919 года, уже после того, как прошли всех указанные выдачи и разграбления. Всего тогда было описано 15 064 предмета, но это только то, что посчитали музейными предметами (очевидно, что количество ценных вещей было несколько больше).

Посмотрим, что же было в той описи: 1182 картины, 933 рисунка, 1633 гравюры, 8601 изделий из фарфора, 2288 предметов мебели и бронзы (часы, люстры, подсвечники и тп), 240 табакерок, 152 ценных ковра и гобелена, 100 единиц старинного оружия.

Кроме того, античная, западно-европейская и русская скульптура, миниатюры, финифть, слоновая кость, эмаль и серебряные изделия. А также музыкальные инструменты, в том числе скрипки Амати, Страдивари и даже уникум мирового уровня (сохранилось всего 6 штук) итальянская скрипка 1517 года.

Музей в Юсуповском дворце, фото до 1925 года, в настоящее время из всего, что видно на фото в этом зале, не осталось ничего (даже люстр).
Музей в Юсуповском дворце, фото до 1925 года, в настоящее время из всего, что видно на фото в этом зале, не осталось ничего (даже люстр).

В августе 1919 года в Юсуповском дворце открыли музей дворянского быта, он пользовался успехом у населения, поскольку многие хотели посмотреть, как жили Князья и место где убили Распутина.

В 1925 году советское правительство приняло решение закрыть музей, как несоответствующий задачам пролетарского воспитания молодежи.

Парадная лестница один из немногих интерьеров Юсуповского дворца, который полностью дошел до наших дней, здесь подлинные не только отделка стен, но и люстра, большой напольный канделябр и итальянские скульптуры 18 века в нишах.
Парадная лестница один из немногих интерьеров Юсуповского дворца, который полностью дошел до наших дней, здесь подлинные не только отделка стен, но и люстра, большой напольный канделябр и итальянские скульптуры 18 века в нишах.

Многие деятели культуры пытались отстоять Юсуповский дворец и его коллекции, но все было бесполезно. Началась самая настоящая вакханалия по дележу музейного имущества, на шедевры коллекции одновременно претендовали Эрмитаж, Русский музей, Московский музей изобразительных искусств, а также стервятники в лице "Госторга" и "Антиквариата", которые занимались продажей ценных вещей на западе и в комиссионных магазинах Москвы и Ленинграда.

В сухом остатке большинство предметов из коллекции Юсуповского дворца было продано или пропало без вести. Из 1182 картин 492 были переданы в различные музеи СССР (но, в годы музейных распродаж 1930-х годов, около половины из них были проданы и оттуда), а 690 оставшихся картин были реализованы через конторы "Госторга" и "Антиквариата" или выданы в различные учреждения (гостиницы, дворцы культуры и тп).

Из 791 икон и предметов культа до наших дней не дошло ни одного предмета. Из 580 предметов старинной мебели (мы помним, что свыше 1000 единиц мебели расхитили еще до открытия музея), в Эрмитаж было передано всего 95 предметов, а в Русский музей 64, остальная мебель сгинула в непонятном направлении. Из 8601 фарфоровых изделий в настоящее время в Эрмитаже 514 предметов, а в Русском музее 47. Из 74 предметов из эмали и финифти в Эрмитаже сейчас всего 1 единица и тп.

Учителя, которым передали Юсуповский дворец, смогли сохранить подлинный камин из оникса в спальне Зинаиды Юсуповой, но его верхняя часть в виде полки и обивка стен воссозданы в более позднее время
Учителя, которым передали Юсуповский дворец, смогли сохранить подлинный камин из оникса в спальне Зинаиды Юсуповой, но его верхняя часть в виде полки и обивка стен воссозданы в более позднее время

После закрытия музея, Юсуповский дворец передали Дому культуры работников Просвещения. Надо отдать должное учителям, они достаточно бережно относились к отделке интерьеров и значительная часть из них дошла до наших дней.

Стулья вдоль стены современные, а французский гобелен 18 века на стене - имитация наших дней, во дворце не сохранилось ни одного подлинного ковра или гобелена.
Стулья вдоль стены современные, а французский гобелен 18 века на стене - имитация наших дней, во дворце не сохранилось ни одного подлинного ковра или гобелена.

Но, что же сегодня украшает интерьеры Юсуповского дворца? Во дворце осталось очень небольшое количество предметов убранства, и в частности подлинной мебели, которая была оставлена учителям после закрытия музея.

Наверное, многие обращали внимание, что в целом комнаты и стены дворца производят впечатление полупустых, особенно это заметно в больших залах: Римском, Николаевском, "Прециозе" и других, изначально предназначенных для размещения большого количества музейных предметов.

В наши дни большинство залов дворца выглядят полупустыми
В наши дни большинство залов дворца выглядят полупустыми

Если бы коллекции Юсуповского дворца были сохранены, то собрание французской живописи XVIII-начала XIX века было бы самым большим и полным по составу знаменитых имен после собрания Лувра во Франции. А коллекция старинного серебра не уступала бы Оружейной палате в Московском Кремле или Эрмитажу.

Но, как говорится, что произошло, то произошло...

Дорогие друзья, если вам понравилась статья, пожалуйста лайкните ее и добавляйтесь в подписчики. Спасибо!