Встретилось мне видео, где на вопрос, хорошо ли детям жить в детских домах, обычные прохожие отвечают: «Они одеты, накормлены, есть игрушки, значит им там хорошо, такой же детский сад».
Только погрузившись в тему сиротства и усыновления, понимаешь, что детский дом это совсем не детский сад, и детям плохо живётся без семьи, даже в самом лучшем детском доме.
Личный взрослый или «а для кого расти?». В обычной семье у ребенка с рождения есть близкие люди, которые малыша возьмут на ручки и обнимут, а с подрастающим чадом обсудят его проблемы и переживания, и ребенок понимает - он нужен и важен для своих взрослых.
В детском доме с детьми занимаются воспитатели, няни, другие сотрудники. Они выполняют функции, если очень коротко, звучащие: «накормить, одеть, научить, приглядеть». Это их служебные обязанности и физически они не могут взять на себя роль мамы/папы. У ребенка в детском доме нет личного взрослого, для которого он всегда будет важен. Поэтому дети в детских домах могут отставать в росте и развитии, и оказавшись в любящей приемной семье, делают скачок в развитии.
Никитку из дома ребенка я забрала в годик. Он был очень зажат. Когда я впервые взяла малыша на руки, он выставил перед собой свои маленькие ручки и растопырил пальчики. Я вложила игрушку в его ручки, но Никита выкинул её и снова растопыривает пальчики. Позже выяснилось, что так малыш готовился защищаться от взрослого! Остаётся только догадываться, что пережил мой сын на первом году жизни.
А еще у меня сложилось впечатление, что в доме ребенка малышей наказывают, если они мешают спать другим или просто просятся на ручки.
Воспитатели мне недовольно сказали, что после нескольких моих приездов Никитка стал чаще просится на руки. Приехав в 3й или 4й раз, я протянула к нему руки и ... малыш зарыдал. Тогда я подумала, что он забыл меня, потому что не приезжала 2-3 дня. А дома всё повторилось: проснулся утром старший сын (кровный), я тяну к нему руки, он улыбается, проснулся младший сын (приемный) и рыдает, стоит нам подойти к кроватке и протянуть руки к нему.
Долго мы "отогревали" нашего малыша, заплачет, хотим его успокоить и приласкать, гладим по головушке, а он вздрагивает и орет дурным голосом.
А еще первую неделю дома малыш притворялся!, что спит, для нас это был вообще ШОК. Откроет один глаз, посмотрит и лежит - не шевелиться, и это в 1 годик. А мы всё удивлялись, что уложили ребенка в 20,00 и он спит до 11,00.
Доверять или «весь мир против меня»? В первые годы жизни у ребенка формируется доверие к миру. Доверие появляется благодаря эмоциональной связи с мамой (или другим взрослым), которая (ый) заботится о малыше. Формирование базового доверия к миру влияет на всю последующую жизнь человека.
В условиях детского дома эмоциональных связей, как правило, не возникает, поэтому базовое доверие к миру у малышей не сформировано. Став взрослыми, они смотрят на мир и других людей с тревогой и настороженностью – это мешает найти им своё место в жизни и реализоваться. В замещающей семье у ребенка, первое время, сохраняются настороженность и недоверие. Затем, почувствовав, что он нужен и любим, ребенок становится открытым и доброжелательным по отношению к окружающим его людям.
У моего карапуза Никиты было очень подорвано доверие к миру. Вот только один (из многих) пример: первый год жизни в нашей семье приемный сын никогда не спал в длительных поездках на машине, потому что МАЛЫШ СЛЕДИЛ ЗА ДОРОГОЙ! И НАЧИНАЛ РЫДАТЬ, если видел, что мы выезжаем с привычных улиц города.
Через пару лет сын начал сам говорить, к кому в гости хочет поехать. Лишь через 3-4 года сын заснул в машине, и для меня это было ОГРОМНЫМ СЧАСТЬЕМ, сын расслабился и верит своей семье!
Кто-то говорит, что маленькие дети ничего не помнят и не понимают, и это огромное заблуждение. В подсознании малыша остается страх и боль потери, но он не может осознать эти чувства. Он бессознательно боится перемен, боится снова потерять маму и семью, боится довериться миру взрослых, который его предал, когда малыш был таким уязвимым и беззащитным.
Несколько лет мы с Никитой преодолеваем его подсознательные страхи. Каждый год я общаюсь с психологом, спрашиваю, как помочь сыну преодолеть очередную ступень тревог и мне отвечают: "Что-то вы можете исправить, пока он растет, а какие-то страхи останутся с ним навсегда...". И в этот момент у меня болит душа за моего малыша.😥
Я продолжаю надеяться, что мы максимально справимся с его тревогами. По мере необходимости мы обсуждаем с сыном его эмоции, откуда они берутся и как справляться без разрушительных последствий: "Сынок, если у тебя плохое настроение и ты чем-то расстроен, подойди и обними маму!". И эти постоянные разговоры и попытки научить обниматься помогли!, сын уже не замыкается в себе, не отталкивает протянутые к нему руки и не истерит, а бежит обнимать меня. Теперь я даже не могу его отчитать за проступок), потому что на меня смотрят грустные глаза и сын говорит: "Мама, я хочу обнять тебя!" И конечно мы обнимаемся!💕