При использовании любой игры, в частности интерактивной, существует определенный алгоритм, состоящий из трёх этапов: подготовительный, основной, заключительный. Раскроем подробно каждый из них.
Подготовительный этап. Цель этого этапа - сфокусировать внимание обучающихся на проблеме и вызвать интерес к обсуждаемой теме, понятию или правилу. Мотивация является своеобразной психологической паузой, которая дает возможность обучающимся осознать, что они сейчас начнут изучать новое понятие или правило. Кроме того, изучение каждой темы, которую планируется освоить ученикам, можно считать усвоенной, если она стала основной для развития у обучающихся собственных новообразований: в когнитивной и эмоциональной сфере. Следовательно, младший школьник должен быть настроен на эффективный процесс познания, иметь собственную заинтересованность и осознавать свою дальнейшую деятельность.
Здесь могут быть использованы приемы, создающие проблемные ситуации, вызывающие у детей удивление, интерес к содержанию знаний, процессу их получения, подчеркивают парадоксальность явлений и событий. Это может быть и короткий рассказ учителя, и беседа, и демонстрации наглядности. Мотивация четко связана с темой урока, она психологически готовит обучающихся к ее восприятию, настраивает их на решение определенных проблем. Как правило, материал, который предлагается для обсуждения ученикам во время мотивации, в конце суммируется, становится «мостиком» для представления темы урока.
Подготовка к разработке интерактивной игры происходит по следующим этапам.
1. Материалы для игры должны быть подобраны в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
2. Состав и количество участников игры. Конструирование модели участников зависит в основном от анализируемой проблемы и целей. Оптимальный размер группы 5-7 человек; в каждой группе выбирается лидер и, при необходимости, распределяются игровые роли.
3. Регламент игры. Время, затрачиваемое на игру, определяется ее продолжительностью и количеством этапов или фрагментов, а также их сложностью с точки зрения принимаемых решений. Как правило, интерактивная игра длится от 10 до 20 минут.
4. Система оценивания результатов игры. С этой целью для игры могут использоваться специальные разработки методик оценивания: бланки, таблицы, маршрутные листы.
5. Вспомогательный материал, который зависит от формы проведения игры. К нему может относится как и дидактические пособия, так и использование ИКТ.
Организация пространственной среды. Включает разные формы коммуникации: работа в парах, микрогруппах, активное участие всего класса, как одной группы.
Интерактивная игра будет встроена в канву занятия как приём, который будет способствовать активному взаимодействию младших школьников. Рационально использовать игру на следующих этапах урока:
- актуализация ранее изученного материала;
- открытие новых знаний;
- первичное закрепление пройденного материала.
Данные этапы урока являются основными, в плане сотрудничества обучающихся, поэтому использование интерактивной игры в выбранном диапазоне вполне обосновано.
Итог подготовительного этапа - быстрое включение в ситуацию нестандартного обучения или закрепления, осознание поставленной учебной задачи, готовность к ее решению.
Основной этап. Цель - обеспечить понимание обучающимися содержания их деятельности, то есть того, чего они должны достичь с помощью игры, чего от них ждет учитель. Целесообразно привлечь к определению ожидаемых результатов всех учеников. Чтобы определить для себя будущие результаты игры, ученики должны озвучить свое личное отношение к сути и структуры к предстоящей форме учебной деятельности. Без четкого и конкретного определения инструкции игры для обучающихся, невозможно достичь положительных результатов их познавательной деятельности, особенно на уроках открытий новых знаний. Формулировка ожидаемых результатов игры выглядит иной, поскольку это принципиальный момент интерактивного обучения, рассмотрим его более подробно.
Формулировка результатов интерактивного обучения обучающихся должна соответствовать следующим требованиям:
- освещать результаты деятельности во время интерактивной игры учеников, сформулированными следующим образом: «После этой игры я смогу (повторю)...»;
- четко отображать уровень учебных достижений, который ожидается после игры;
- достигнутые результаты могли бы измеряться. Например: если после урока ученики умеют «объяснять суть явления и приводить примеры подобных явлений». Это легко проверить и измерить в оценочных баллах, учитывая точность и полноту ответов;
- достигнутые результаты должны быть очевидными для учеников и для самого учителя, учитывая то, достигнуты ли запланированные цели, или нет.
При переходе к основному этапу проведения игры, в первую очередь следует обратить внимание на введение в игру. Установка на взаимодействие обычно даётся в увлекательной форме, иногда с использованием рисунков, картинок, фотографий, видеофильмов.
Приступая к занятию, нужно сразу почувствовать настроение учеников: есть ли у них желание узнать что-то новое, или, наоборот, они утомлены и ничем не интересуются.
В процессе игры необходимо создать условия, способствующие активному вниманию всех учащихся в общеобразовательную деятельность. Для этого необходимо:
1. Создать атмосферу к сотрудничеству;
2. Создать благоприятный эмоциональный фон;
3. Учесть индивидуальные мнения учащихся;
4. Опора на групповой опыт;
5. Свободный выбор личных решений;
6. Обязательная активность учащихся;
7. Получение знаний через прямой опыт обучаемых;
Использование социального моделирования, проигрывания ситуаций, возникающих в группе.
Достижение результатов в интерактивной игре обучения предполагается путем привлечения обучающихся к коммуникативно-познавательной деятельности. Приступая к ее выполнению, они должны понимать, для чего пришли на урок, чему им надо стремиться, как будут проверяться их достижения.
Для того, чтобы начать с учениками общий процесс движения к результатам обучения, в этой части интерактивной игры рекомендуется:
- назвать тему игры или попросить кого-то из учеников прочитать ее;
- если название темы содержит новые слова или проблемные вопросы, обратить на это внимание обучающихся;
- попросить кого-то из учеников объявить ожидаемые результаты по инструкции игры на карточках или по записи учителя на доске, сделанной заранее;
- напомнить младшим школьникам, что в конце урока будут проверять, насколько они достигли запланированных результатов, а также объяснить, как будут оценивать их достижения в баллах.
Интерактивная игра - центральная часть занятия. Её целью является усвоение или закрепление учебного материала, достижение результатов урока. Данная часть занятия должна занимать 40– 60 процентов времени на уроке. Обязательными является такая последовательность и регламент проведения интерактивной игры:
1. Инструктирование - учитель рассказывает ученикам о цели игры, с дополнениями от обучающихся, исходя из темы урока. Правила выполнения, последовательность действий и количество времени, отводимое на выполнение игры (2-3 мин).
2. Объединение в группы (пары) и распределение ролей (1-2 мин).
3. Проведение игры, при которой учитель выступает как организатор, помощник, ведущий дискуссии, стараясь предоставить ученикам максимум возможностей для самостоятельной работы и обучения в сотрудничестве друг с другом (5-15 мин).
Презентация результатов выполнения упражнения (3-5 мин).
При проведении всех игр следует по возможности избегать нравоучений и приведения положительных образцов. Следует исключить также замечания и разделение учащихся на хороших и плохих игроков. Гораздо важнее и эффективнее поддерживать каждого ученика, показывать ему, что одноклассники — не противники и не конкуренты, а близкие, тесно связанные с ним и во многом похожие на него люди.
Если в классе есть проблемные учащиеся, которые мешают другим играть, надо вводить таких обучающихся в игру через собственное общение с ними: начать играть с ним в паре и лишь после того, как ученик примет воображаемую ситуацию, переключить его на игру с одноклассниками.
Ни в коем случае нельзя насильно (запретами, угрозами) заставлять обучающегося делать то, чего он не хочет или к чему еще не готов. Принуждениями можно только отбить интерес к игре, сделать ее бессмысленной. Задача учителя — заинтересовать младшего школьника, увлечь его игрой, поддержать его малейшие проявления.
Итог основного этапа - развитие аналитического, критического и креативного подходов в ситуации учебного сотрудничества.
Заключительный этап. Заканчивать каждую игру нужно в тот момент, когда поставленные учениками цели и задачи были достигнуты. Организуется рефлексия по проделанной работе.
Рефлексия является естественным неотъемлемым и важнейшим компонентом интерактивной игры на уроке. Это даёт возможность ученикам:
- осознать, чему они научились;
- увидеть реакцию учеников на процесс игры;
- вспомнить детали опыта прошлых игр;
- оценить собственный уровень понимания.
Рефлексия осуществляется в различных формах: в виде индивидуальной работы, работы в парах или группах. Она всегда содержит несколько элементов:
- фиксация того, что произошло;
- определение рассуждений и чувств, в отношении получения опыта;
- планы на совершенствование своей активности в сотрудничестве с одноклассниками.
Заключительный этап является важнейшей частью интерактивной игры. Именно здесь проясняется смысл проделанного, подводится итог усвоенных знаний и устанавливается связь между тем, что уже известно, и тем, что еще должно совершенствоваться в будущем.
Несмотря на все многообразие вариантов интерактивных игр, способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:
1. Учитель производит подбор конкретной интерактивной игры, которая, по его мнению, может быть эффективной применительно к данной группе или теме;
2. Ученики знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит поработать, а также с целью, которую нужно достичь.
3. Учитель информирует участников о рамочных условиях, правилах игры, дает им четкие инструкции о том, в каких пределах они могут действовать в процессе игры.
4. Происходит непосредственно процесс игры, в ходе которого участники активно взаимодействуют, пытаясь достичь поставленной цели. Игра может состоять из нескольких этапов. В зависимости от особенностей конкретной игры, педагог может вносить определенные изменения в ее ход, если это оговорено объявленными участникам правилами.
5. По окончании игры, после небольшой паузы, призванной успокоить эмоции, происходит процесс рефлексивного анализа. В ходе рефлексии участники оценивают произошедшее с позиции участника игры, вместе с тем, стараясь абстрагироваться и проанализировать игру с точки зрения наблюдателя.
Рефлексивный анализ заканчивается обобщающими выводами и умозаключениями, которые можно сделать по итогам процесса взаимодействия в ходе игры.
Таким образом, методика организации интерактивной игры для обучения сотрудничеству младших школьников, состоит из трёх этапов: подготовительный, основной и заключительный. Подготовительный этап служит для подбора игры и необходимых для неё материалов, в зависимости от этапа урока, быстрое включение в ситуацию нестандартного обучения или закрепления, осознание поставленной учебной задачи, готовность к ее решению. Основной этап является главным содержательным разделом, в котором происходит мотивация учеников к дальнейшей игре, знакомство с её структурой и формой оценивания. Заключительный этап позволяет обучающимся обобщить проделанную работу в ходе интерактивной игры: оценить свою деятельность и деятельность одноклассников. Если следовать поэтапной разработке и проведению игры, можно достичь повешение сотрудничества во время урока.