Современные исследования на стыке наук позволяют заглянуть чуть глубже в истории знаменитых произведений искусства.
В процессе реставрации или изучения, искусствоведы не раз натыкались на загадочные изображения под слоем краски, порой рентген картины показывал, что первоначально на поверхности было совсем иное изображение, а иногда сквозь знакомый сюжет внезапно проступали новые невероятные детали.
Правда, не все так загадочно, как нам хотелось бы. Некоторые художники просто экономили таким образом материал. Загрунтовывали неудачную работу и писали поверх нее следующую. Разбрасываться сырьем себе мог позволить далеко не каждый мастер - это факт.
Так, например, поступал обожаемым нами Винсент Ван Гог. В 2008 году ученые нашли в его работе «Лоскут травы» еще один слой изображения, выполненного в совершенно других тонах.
Это оказался портрет женщины. Личность героини не была установлена, но сам Ван Гог, очевидно, посчитал ее изображение неудавшимся.
Подобная находка была обнаружена на картине Рембрандта, который тоже имел привычку наносить один слой изображения на другой. Картину-призрак нашли еще в 1968, но изучить смогли лишь в 2015. Под сюжетом «Старый человек в военном костюме» оказался портрет мужчины, чью личность исследователи также не смогли установить.
Картина Хендрика ван Антониссена «Вид песков Схевенингена» стала настоящей сенсацией, когда в ней нашли дополнительную деталь. Эта работа отличатся от перечисленных нами, ведь автор не использовал холст повторно, просто в какой-то момент с него пропал кит. И весь смысл картины изменился.
Только сняв часть лака и обнаружив первоначальный вариант, исследователи поняли, почему в картине на берегу собралась толпа. Все смотрели на мертвого кита. Позже его кто-то закрасил на картине, вероятно, из моральных побуждений, убив, таким образом, основную авторскую мысль и сделав «Вид песков Схевенингена» довольно заурядным пейзажем.
Жана-Франсуа Милле в работе «Анжелюс» попытался скрыть смерть ребенка. Изначально работа называлась иначе и показывала похороны младенца и горюющих над ним крестьян – его родителей.
Вот почему их позы и жесты так трагичны. Но Милле не смог продать работу с таким сюжетом, поэтому заменил ребенка корзиной, не переписав при этом эмоций матери и отца. От этой работы зритель приходит в замешательство, он чувствует трагедию, но никак не может ее разглядеть.