Мотивы награждения членов экипажей подводных лодок , на мой взгляд, отличались от оснований для награждения, например, пехотинцев, пртиллеристов или танкистов. Члены экипажей боевых кораблей (подводники в особенности) должны были обладать и уметь проявлять в боевой обстановке некоторый "особый вид мужества", связанный с несколькими факторами:
- выполнением своих обязанностей в условиях сильного влияния на человеческий организм (психику, в первую очередь) последствий "природной стихии" (например, "морской болезни");
- противостоянием противнику одновременно с противостоянием "природной стихии": (например, шторму);
- необходимостью сравнительно длительное время действовать в критической ситуации "в команде", исходя из правила "или все спасёмся, или все окажемся в море"...
Посмотрим, как эти факторы проявлялись в практике награждений подводников в период Великой Отечественной войны.
Подводная лодка Щ-407.
На эту лодку было принято решение перевести на неё в полном составе экипаж под командованием В. К. Афанасьева с Щ-318, находившейся в длительном ремонте. В первом походе Щ-407 перенесла множество трудностей. Под его командованием П.И. Бочарова лодка добилась двух побед, в том числе потопила огромный транспорт «Seeburg», служивший немецким подводникам учебной целью и ставший третьим по величине судном, потопленным советскими подводниками, после двух громких побед С-13.
Всего за время войны выполнила 5 боевых походов, в которых провела 149 суток. Совершила 10 торпедных атак, в которых потопила два судна.
- 6 октября 1944 года трёхторпедным залпом потопила немецкий транспорт «Nordstern» (1127 брт).
- 4 декабря 1944 года двухторпедным залпом потопила немецкий транспорт «Seeburg» (12181 брт).
Вот фрагмент наградного листа на командира БЧ-5 этой лодки. БЧ-5 - это электромеханическая часть.
Мы читаем, что действия командира БЧ-5 вместе с его командой сохранили живучесть лодки после подрыва на мине. Действия эти продолжались в течение 3-х суток в подводном и надводном положении лодки...
Главный старшина был награждён орденом Красной Звезды.
Вот фрагмент второго наградного листа на краснофлотца, акустика подводной лодки С-13.
Установка "Дракон" - это гидролокатор, которым во время Великой Отечественной войны осеащались советские подводные лодки. Это был гидролокатор английского производства типа 129 , адаптированный для энергосети советских лодок.
Этот гидролокатор имел характеристики, существенно опережавшие самые удачные отечественные разработки:
• дальность обнаружения в активном режиме – 4-12 кабельтовых,
• дальность шумопеленгования – 30-40 кабельтовых,
• дальность звукоподводной связи – 40-50 кабельтовых,
• погрешность определения дистанции – 1-2 % от расстояния,
• погрешность определения курсового угла в активном режиме – 5°,
• погрешность определения курсового угла в режиме шумопеленгования – 2°.
Всего за годы войны было получено по ленд-лизу 70 комплектов таких гидролокаторов из 96 заказанных. В советском флоте они получили обозначение «Дракон-129».
Обратим внимание на то, что в тексте представления на краснофлотца указано, что он "несмотря на тяжелые страдания от морской болезни" круглосуточно был на вахте...
Если кто-то из уважаемых читателей знает на своем опыте, что такое "морская болезнь" даже в её краткосрочном проявлении, то они могут себе представить, как в таком состоянии можно нести вахту и при этом не картошку чистить на камбузе, а прислушиваться к различным шумам, пытаться идентифицировать их. И длительность похода обозначена в тексте наградного листа - 42 суток...
Краснофлотец был награждён орденом Красной Звезды.
Вечная Слава и Память солдатам и командирам Красной армии, участникам Великой отечественной войны!
Берегите себя в это трудное время!
Поздравляю всех читателей с юбилеем Великой Победы!
Пожалуйста, оставьте комментарии к этой и другим публикациям моего канала. По мотивам сделанных комментариев я готовлю несколько новых публикаций.
Подпишитесь на канал, тогда вы не пропустите ни одной публикации!