Меня потрясла эта новость, хочу поделиться с читателями и рассказать почему.
В прошлом году я была в командировке в столице Венгрии – Будапеште. Принимающая сторона организовала экскурсию по столице.
Будапешт прекрасен! Но об этом расскажу в другой статье.
Наш гид Андреас женат на русской женщине, поэтому нам было интересно его послушать. Больше всего меня тронул за душу один факт, рассказанный гидом.
В Будапеште, как и в любой столице Европы острым является вопрос жилья. Обычно венгры на покупку жилья работают всей семьей: родители стараются копить на жилье детей, взрослые дети тоже работают и копят на покупку жилья. Вообще в Венгрии самое дорогое – это жилье. Ипотека – самый непопулярный способ приобретения жилья и тому причиной – «горький опыт». Со слов Андреаса, в 2000-х годах многие венгры воспользовались предложением иностранных банков и брали ипотечные кредиты (свои банковские организации не были хорошо развиты – на тот период не было необходимости, рынок был пересыщен). Потом произошёл обвал валюты и швейцарские банки, которые на то время по сути были практически монополистами в банковской сфере в этой стране, в одностороннем порядке подняли процент по ипотеке и сделали перерасчеты по кредитам с учетом обвала швейцарской валюты. По итогу мама гида, например, брала кредит на 10 миллионов форинтов, оставалось платить 1 миллион, после перерасчета - снова должна 10. И тут самое классное, как среагировало правительство Венгрии: были предприняты ряд политических шагов и ву-а-ля… Швейцарские банки отыграли все назад, и венгры доплатили кредиты на начальных условиях.
После этой истории большинство иностранных банков отказались от своего присутствия в стране. Нишу на рынке заняли свои, венгерские банки, например, хорошо известный в России ОТП-банк.
Гуляя по Будапешту я увидела и отделения нашего Сбербанка. На вывеске была реклама ипотеки по ставке 1,5% в год. Но это самый непопулярный вид кредита.
У меня, как и у многих Россиян, после 1990 –х и 2000 –х годов, когда у многих семья, скажем так, потеряли все активы, квартира куплена в ипотеку. Изначально по ставке в 13,75 %, через год мне ее снизили до 10,9%. Сумма выплат такова, что за ипотеку я отдаю большую часть зарплаты, а с коммуналкой, это примерно 4/5 суммы. Поэтому я кормлю и одеваю семью с подработок, а во времена, когда их нет, приходится снова влезать в кредиты.
А в период пандемии было особенно трудно.
На фоне всего меня просто поразила новость от Сбербанка.
«Сбербанк официально представил логотип, в котором решил отказаться от слова «банк». Новый товарный знак состоит из надписи «Сбер», выполненной в зеленом цвете, и незаконченного круга с градиентом синего, желтого и зеленого цветов и галочкой внутри. Новый логотип организации представляет собой сине-желто-зеленый незаконченный круг с одной зеленой галочкой внутри и словом «Сбер». Стоимость ребрендинга оценивается в 2,5 млрд руб.
Как отмечал гендиректор сервисного центра «Вывеска» Юрий Масленников, только на переоформление отделений затраты составят от 4,3 млрд до 7,1 млрд руб.»
Учитывая, что я отдаю ежегодно около 100 000 рублей в качестве процентов по ипотеке и работаю без отпуска, выходных и больничных. Я считаю, что эта новость показатель отношения государства к россиянам. Я уже не говорю о том, что именно Сбербанк отказывал в отсрочке выплат по ипотеке, хотя наш Глава вроде бы обещал ее. Много кредиторов сейчас в долговой яме из-за потери доходов в период пандемии.
Самый большой страх на сегодня – это следующая волна пандемии, она может ввергнуть в нищету большую часть населения.