Об этом рассказывает в книге своих воспоминаний один из близких друзей и соратников Сталина, который знал его с детства - Симон Аршакович Тер-Петросян (партийная кличка Камо). Книга Симона Тер-Петросяна "Сталин. Мой товарищ и наставник".
Семья Джугашвили
История была нашумевшая. Об Иосифе Джугашвили после этого говорил весь Гори, где он тогда жил с отцом и своей матерью, к которой относился с большим уважением и теплом. С отцом отношения не складывались. С каждым разом разделявшая их пропасть становилась все больше.
Долговая книга лавочника Васадзе
Отец к тому времени большую часть времени жил в Тифлисе. В Гори была редко. А когда это случалось, заходил к местному лавочнику по фамилии Васадзе и там отоваривался, но денег не платил, а оставлял расписки в долговой книге торговца.
На каждого должника Васадзе заводил отдельную страницу, где человек расписывался в том, что он взял товар в долг и обязуется заплатить. И расписывался.
Долговые расписки Виссариона Джугашвили
Грамотных в то время в Грузии было не так много, поэтому вся долговая книга была в основном в крестиках. Однако Виссарион Джугашвили расписывался как и полагалось не просто грамотному, а в некоторой степени и образованному человеку. Известно, что отец Сталина знал много наизусть из Библии, интересовался историей.
Но еще и пил при этом без меры. Потому и попадал во всякие неприятные истории, такие как с лавочником Васадзе, который использовал свою долговую книгу как ловушку для забывчивых выпивох.
Правило ведения долговой книги было такое. Когда должник вносит нужную сумму, лавочник Васадзе вычеркивал строку, где говорилось о том, что товар взят в долг.
Афера Васадзе
Но Васадзе не был честным торговцем и пользовался случаем, чтобы отвлечь покупателя и не вычеркнуть то, за что было уплачено. Человек приходил в следующий раз, уверенный, что долг погасил, а Васадзе ему в нос совал долговую страницу, где долг присутствовал, как и прежде, без изменений.
- Вай, как так! - удивлялся человек.
- А так! Заплати и вычеркну тебя! Разорить меня хочешь? Ты забыл, я забыл, а книга все помнит! Видишь, тут не зачеркнуто. А почему? А потому, что ты не заплатил. Все. Иди! А то полицию позову!
Отец Сталина попадает в ловушку Васадзе
Нечто подобное произошло и с Виссарионом Джугашвили. Пристрастие к выпивке было причиной того, что он часто напивался до такой степени, что не помнил - платил или не платил, а если платил, то вычеркнул хитрый Васадзе или "забыл". Надо ли говорить, что Виссарион Джугашвили был у Васадзе любимым клиентом.
Но однажды Виссарион уперся и ни в какую не соглашался с тем, что за ним долг. Васадзе, как обычно, тыкал ему в лицо распиской.
- Э, Виссарион, какой ты забывчивый! Подпись свою красивую видишь? Заплати и гуляй!
Виссарион начал понимать, что его обманули и возможно, не в первый раз, хотел ударить лавочника. Тот увернулся, выскочил с воплями на улицу.
- Полиция! Сюда! Заберите этого хулигана! Платить не хочет! Пьяница! Все мозги свои пропил!
Виссариона Джугашвили забрали в участок.
Васадзе доводит до слез мать Иосифа
В дом к Джугашвили прибежали соседи и сообщили о том, что произошло. Мать Иосифа, Кеке (Екатерина Геладзе в девичестве) побежала в полицию. Как рассказывали люди, Васадзе, который все еще находился там и "давал показания" на Виссариона, увидев ее, сказал что-то гадкое, оскорбительное. Это слышали многие. Васадзе никто не любил и его выходка нажила ему еще больше врагов.
Екатерина вернулась домой. Одиннадцатилетний Иосиф ждал ее с новостями от отце.
- Дэда (мама), ты плакала?
- Нет, сынок, нет, пыль на улице! В глаз попала. Я не плакала.
Одиннадцатилетний Иосиф заступается за отца и мать
Но обман не прошел. Иосиф выбежал из дома и пулей понесся к дому Васадзе. О чем они там говорили, никто не слышал. Да и что мог сделать против сорокалетнего мужика пацан. Еще и получить тумаков за дерзость. Но то, что произошло после, удивило всех, включая полицию.
Из дома сначала вышел Иосиф, встал в стороне. Следом вышел Васадзе, увидел Иосифа, метнул смачный плевок в пыль и пошагал в сторону полицейского участка.
- А, Васадзе, что вам еще? Еще кто-то вас обидел?
Васадзе замялся.
- Э.., нет, батоно (уважительное к старшим по возрасту и положению), тут такое дело.., ошибся я!
-В чем ошибся?
- Да вот в книге моей, ошибка, это я забыл зачеркнуть Джугашвили. Перепутал!
-...
- Не должен он ничего!
- Но он же хотел на вас напасть, побить!
-Э..., ну кто это видел, это я так сказал, злой был. Думал, платить не хочет. Не виноват он. Я виноват! Простите. Виссариона отпустить надо.
Полицейский поругался, но Висариона выпустил. Вскоре тот пришел вместе с женой к Васадзе - благодарить за великодушие, которое тот проявил. О том, что Васадзе так поступил после беседы с его сыном, Виссарион и слышать не хотел.
Тайна открылась через десятки лет
Никто ничего не понимал. Все знали Васадзе, как облупленного. Лживый и алчный торгаш. И тут такой жест. Люди пытались выспросить у Иосифа, о чем они говорили, почему Васадзе вдруг так поменялся. Но Иосиф молчал и только мотал головой, мол, отстаньте, все равно не скажу ничего. Васадзе при упоминании о семье Джугашвили становился мрачным, но тоже ничего не говорил и только оглядывался, нет ли поблизости кого из них.
Прошло много лет и тайна открылась. Камо, друг и соратник Сталина, напомнил ему о том случае с долговой книгой.
- Коба! Все хочу спросить тебя. Помнишь ту историю с лавочником Васадзе? Что ты ему сказал, что он пошел в полицию отца твоего выручать, хоть сам его туда засадил.
- «Ничего особенного, – ответил Сталин. – Я пообещал поджечь лавку, если Васадзе не исправит то, что он сделал. Васадзе понял, что я не шучу. Вот и все».