Пандемия внесла определенные корректировки в выбор инвесторов. Сейчас особенно ценятся объекты, которые сданы под товары первой необходимости. Такие бизнесы выживают в кризис, так как государство в меньшей степени их ограничивает.
Примером являются районные торговые центры. Как правило, это одно-, двухэтажное здание. Бизнесам, которые предлагают товары первой необходимости, интересны районные ТЦ, потому что потребители предпочитают их для ежедневных покупок.
Особое внимание инвесторам стоит обратить на объекты:
- с федеральными арендаторами;
- с арендаторами, которые настроены на долгосрочное сотрудничество. В кризис это имеет большое значение, потому что заранее прописывается ответственность за досрочное расторжение договора.
Рынок коммерческой недвижимости всегда был инертным в плане изменения арендных ставок. Собственники недвижимости могут менять арендаторов, которые в кризис несут убытки и не могут платить аренду.
В период кризиса ротация арендаторов обостряется, так как потребительские предпочтения сокращаются, фокус на товары первой необходимости.
Сменяемость арендаторов — естественный процесс при каждом кризисе.
Поэтому собственники неохотно дают скидки и сохраняют свою плановую инвестиционную доходность.
Среднерыночная окупаемость торговой недвижимости варьируется от 5 до 9 лет. Это эквивалентно доходности 11-20% годовых.
Среднестатистический объект продается с окупаемостью в 7-10 лет. За бОльшую доходность придется побороться и потрудиться в поисках.
При верном выборе объекта вместе с регулярным доходом будет расти и стоимость недвижимости, по опыту «Отелит», 30% в течение 7 лет.
Независимо от экономической обстановки всегда можно найти выгодные проекты с высокой доходностью. Если вы сотрудничаете с опытным девелопером, то он сможет использовать площади так, чтобы добиться двукратного роста капитализации и выше.