Каждый из вас слышал, а может, и сам употреблял такое выражение - «филькина грамота». Его обычно используют, когда характеризуют какой-нибудь несерьезный или небрежно составленный документ.
Но кто такой Филька? И причем здесь Тверь?
Существует 4 версии происхождения этого фразеологизма. Две из них не буду даже рассматривать, потому что в них происхождение высказывания связывается с событиями, случившимися в середине XIX века, а этот фразеологизм известен уже с XVI века.
Ещё одна версия принадлежит нашим известным ученым-филологам Н.М.Шанскому и В.В. Виноградову. Она состоит в следующем: Филька – это уменьшительное имя от Филимон. А это было очень распространенное имя среди крепостных крестьян и слуг, которые, как известно, грамотностью не отличались. Жалоба, прошение и любая другая бумага, написанная Филькой, вряд ли могла представлять собой серьезный документ. Кроме того, они указывали на связь имени Филька со словом «простофиля», что означало «глупый, недалекий человек, простак». Помните, у Пушкина: «Дурачина ты, простофиля!» - говорила старуха своему старику.
Вторая версия имеет историческую основу, и она как раз связана с Тверью.
Служил при дворе Василия III(отца Ивана IV– Грозного) Федор Степанович Колычев. Отец с детства готовил его к государственной, военной службе, мать заботилась о религиозном, духовном воспитании. Но служить при дворе, наблюдая за боярскими интригами и «легкостью нравов» ему не нравилось. И в 1537 году, ничего никому не сказав, он покинул Москву и ушел в Соловецкий монастырь. А московский престол в это время уже занимал малолетний Иван IV.
Почти 9 лет Федор был послушником в Соловецкой обители, выполнял самую тяжелую работу, утром и вечером вставал на молитву. Видя такое служение Федора, игумен Соловецкого монастыря Алексий постриг его в монахи. И Федор получил новое имя - Филипп.
В 1548 году он сам был избран игуменом Соловецкого монастыря, и именно при игумене Филиппе этот монастырь стал духовным и культурным центром Русского Севера.
А в 1566 году Филипп стал митрополитом. Согласился занять престол Московской митрополии с условием, что Иван IV сократит права опричников, которые в это время бесчинствовали по всей стране.
На некоторое время действительно казней и разбоя стало меньше, но после польско-литовского заговора бояр убийства и грабежи не просто возобновились, они достигли невиданных масштабов. На улицах Москвы валялись трупы, которые боялись убирать даже родственники убитых. Люди старались не выходить на улицу.
Митрополит Филипп не раз обращался к царю с увещеваниями, с просьбами унять бесчинство опричников. А когда все это не возымело действия, пошел на публичное столкновение с Иваном Грозным.
22 марта 1568 года митрополит Московский Филипп не просто отказал царю в благословении, он ещё публично обратился к нему с обличительной речью.
Конечно, этот поступок не мог остаться без последствий. Во время одной из служб в храм ворвались опричники, сорвали с Филиппа ризы, обрядили его в нищее рубище и заточили в подвал Богоявленского монастыря. А позже его отправили в Тверской Отроч монастырь.
Но Филипп и отсюда продолжает обращаться к царю с посланиями о том, в чем состоит его долг в управлении государством, с просьбами прекратить казни и ограничить опричнину.
Иван Грозный очень пренебрежительно относится к этим посланиям, называя их «филькиными грамотами».
А в конце декабря 1569 года, когда царь движется походом на Великий Новгород, в Тверской Отроч монастырь заезжает один из самых злейших опричников – Малюта Скуратов. Приехал он будто бы за благословением по поручению царя.
Какой разговор произошел между ними, доподлинно неизвестно, но разгневанный Малюта задушил Филиппа.
Если вам интересно узнать всю эту историю в подробностях, посмотрите художественный фильм Павла Лунгина «Царь», который был снят в 2009 году. В роли митрополита Филиппа увидите нашего великолепного актера – Олега Янковского.
"Филькина грамота" - не единственный в нашем языке фразеологизм, происхождение которого связано с важными историческими событиями.
А вы знаете такие фразеологизмы?
За лайк - отдельное спасибо.