Сегодня мы рассмотрим с Вами следующий вид резьбы по дереву один из самых моих любимых видов ,это :
Скульптурная резьба.
Скульптурная ,или объемная резьба,характеризуется тем ,что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона,превращаясь в скульптуру. В отличие от одностороннего изображения объекта в плоскорельефной и рельефной резьбе в объемной резьбе объект изображается всесторонне.
Скульптурная резьба имеет тысячелетнюю историю. С давних времен человек воплощал свои религиозные представления в фигурках богов и духов.
Фантастические представления о природе проявлялись так же в формах предметов домашнего обихода .Так ,в форме ладьевидных ковшей с головой утки или коня отразился древний миф об огненной колеснице,в которой совершало свой путь солнце: днем по небу в неё впрягались кони, а ночью -в подземном царстве-фантастические птицы.
С приходом христианства появились скульптурные изображения святых, которые нередко ярко раскрашивали. они служили украшением многочисленных храмов .
Любовь к юмору, шутке , а порой и острой сатире получила воплощение в деревянной игрушке , которая пользовалась большой популярностью во многих районах нашей страны.
Особую славу приобрели игрушечники Загорска и села Богородское .
Искусство объемной резьбы по дереву определило конструктивные особенности Загорских игрушек и способы их массового изготовления, придала им простоту и непосредственность народного художественного вкуса.
Наиболее ранние игрушки — окрашенные резные деревянные фигурки — выполнялись приемами крупных срезов плоскостей с сохранением резких углов и граней. Такая резьба была рассчитана под окраску. В ней проявилось большое мастерство резчиков, умевших несложными приемами в сочетании с яркой, сочной раскраской создать пластически ясный, выразительный образ.
Наиболее интересны по форме и раскраске деревянные резные куклы — «барыни». Они выпускались большими партиями и быстро расходились. Это очень обобщенные условные фигурки, резьба которых построена на использовании трехгранной чурки; одна и та же форма могла изображать различные типы — различие достигалось росписью костюма, изменением головных уборов, добавлением отдельных деталей: зонтика у барыни, ребенка у кормилицы и т. п.
Троице-сергиевские резные игрушки, неповторимые по своему художественному своеобразию и оригинальным приемам выполнения, составляют ценный раздел русского народного искусства; они оказали большое влияние на развитие богородской резьбы и всего производства игрушек в нашей стране.
Особенностью богородской резьбы является узорная проработка поверхности изделия , имитирующая шкурку зверя или оперение птиц.
В богородской резьбе с самого ее возникновения намечаются два направления: с одной стороны — специально игрушечный промысел, в котором резьба носила прикладной характер и была всецело подчинена определенной практической задаче; с другой стороны — искусство объемной скульптурной резьбы по дереву, создававшее декоративные произведения, но частично обслуживавшее и производство игрушек. Практически оба эти направления тесно переплетались. Большинству мастеров приходилось вырезать как игрушки, так и чисто скульптурные изделия, и они умели в том и другом случае выбрать нужные приемы, найти соответствующие средства художественного выражения.
Сложными по скульптурной форме и приемам резьбы были игрушки, изображающие птиц, животных. Они требуют от мастеров тонкой наблюдательности и более совершенных приемов резьбы. Материалом служит древесина липы; поверхность обрабатывалась декоративной резьбой: мелкими поверхностными порезками и выемками передавались перья и крылья птиц шерсть животных.
Скульптурную резьбу широко применяли для украшения интерьеров и мебели классических стилей. Ножки кресел и стульев часто делали в виде звериных лап,подлокотники кресел украшали фигурами фантастических животных, птиц.
К скульптурному виду резьбы относится и станковая скульптура,выполненная из дерева.
Станковая скульптура — это произведения скульптуры, которые не связаны с архитектурой и рассчитаны на восприятие с близкого расстояния. Их можно переносить с места на место, располагать внутри здания или на улице.
Различают следующие виды скульптурной композиции:
бюст
скульптура малых форм
скульптурная группа
статуэтка
статуя
торс
Станковая скульптура характеризуется более выраженной проработкой образа, часто используются символы или метафоры.
Скульптурная резьба по дереву невозможна без специальных инструментов. К ним предъявляются повышенные требования качества, поскольку от этого напрямую зависит процесс обработки древесины и результат.
Вот приблизительный список инструментов, без которых будет трудно выполнить скульптурную резьбу.
- Нож-косяк позволяет создавать небольшие углубления. Его лезвие скошено на 35-60 градусов, что объясняет такое странное название.
- Нож-резак облегчает обработку закругленных элементов.
- Набор стамесок, которые отличаются по форме. Вся основная работа выполняется полукруглыми стамесками. Инструмент прямой формы используется в качестве дополнительного. Все другие варианты стамесок используются редко, но они все равно должны находиться под рукой.
- Богородский нож позволяет выполнять скульптурную резьбу и является одним из основных инструментов.
- Топор необходим для грубой обработки заготовки, которая осуществляется на первых этапах работы с древесиной. При помощи топора можно легко снять кору и придать заготовке грубую, начальную форму.
Вот мы и познакомились с Вами с разновидностями скульптурной резьбы по дереву.
В следующей статье мы с Вами будем знакомится со следующими видами резьбы по дереву.
Если Вам понравилась статья и стало интересно !
Ставьте палец вверх подписывайтесь на канал!
Делитесь постом с друзьями .
Спасибо за внимание!