Найти тему
Исторические напёрстки

Государыня Ольга: нравственно-политическая оценка «мести древлянам»

Долго крутился и примеривался, пытаясь открыть эту серию статей цикла «Русь изначальная». Во-первых, речь пойдет о даме. Во-вторых, — об очень умной даме, что стоимость пакета акции, в балансе уважения повышает многократно. Ну и в-третьих, о весьма любопытном историческом персонаже придется спорить. Куда интереснее Рюриков, Игорей, Святославов и прочей титулованной братии ранней Руси. Говорить будем о Великой княгине Ольге.

Бабья подлость? Персонаж этот запоминающийся, еще со времен школьной семьи. Кому как, но вызывал в детстве острую неприязнь у автора. С самого первого эпизода, что на уроке истории запомнился, — месть за Игоря. Поскольку традиции в семье были суровые, рулил всем казак-дед, грозный в воспитании фронтовик, с Академией Фрунзе за плечами. Непререкаемый авторитет, с вечной присказкой на любую житейскую (и не только) ситуацию: «Суди по справедливости». Вот и рядил, как мог детскими мозгами…

Выходило по всему — подлая бабенка-то. Страшным образом уморила посольства (!) древлян, что по-справедливости ее татя-муженька Игоря приговорили к позорной смерти. За грабеж на большой дороге да нарушение «ряда» под клятвами. Потом устроила геноцид народу древлянскому. За что, кто ты после этого?

Само собой, с возрастом отношение поменялось. Понимание появилось, что претензии не Ольге предъявлять нужно. А душам чернильным в рясах, что народные предания о первых «русах» перетолмачили на кривой византийский манер. Трудно там продраться через политику и идеологию, справедливость разыскивая. Но попробуем. Канал ни разу не научный ведь, наперсточнику можно…

Убийство древлянских послов (Иллюстрация из открытых источников)
Убийство древлянских послов (Иллюстрация из открытых источников)

Ищем смыслы. Летописец Первый, что познакомил нас с восточнославянскими племенами Руси, ведет себя как-то… некорректно, мягко говоря. С затаенной неприязнью противопоставляет полян, «живущих кротко, тихо и стыдливо», — остальным соседям этого чудесного во всех отношениях племени. Которые:

«един обычай имут: живут в лесех, якоже и всякий зверь, ядуще все нечисто, срамословие в них пред родители, и племени не стыдятся...»

Особенно досталось древлянам, что:

«живут своим образом звериным, живуще скотски: убиваху друг друга, и ядят все нечисто...»

Будем справедливы. Эта летописная (древнейшая на минуточку!) характеристика аукается до сих пор. Ненавидимый всеми «патриотами» Шлёцер Август с Людвигом который, холодным гейропеским мозгом сделал абсолютно справедливые выводы, переписывая нашу историю. Посмотрел в Летопись, взглянул через окна кареты на мрачноватый народ (вбитый в полное ничтожество «петровской дубинкой»), чмокнул ручку Императрице кровей немецких, пошептался с начальством («норманистом» Миллером)…

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

И совершенно справедливо предположил, что «грЮбым, раЗсеянным славянам» обязательно нужна твердая иноземная лапа на холке, желательно в ежовой рукавице. В этом ключе всё и писал. Талантливо, убедительно, строго по науке. Как принято в те времена было. В Мещере не жил, с поморами не говорил, традиций и уклада не ведал вятического. Какой с юродивого спрос тогда? Акын тевтонский, что видел — то и пел.

Роем дальше. С какого рожна Нестор публично «заклеймил» все племена древней Руси, кроме «полян»? Правильный ответ — так положено было. Всё по инструкции, по христианскому канону, что слова «справедливость» не ведает. Там только воля, промысел, да прочие капризы мстительного божества. Данилевский точно подмечает: сие есть отсылка к тексту 3-й книги Ездры:

«Не погубляй тех, которые жили по-скотски, но воззри на тех, которые ясно учили закону Твоему».

Нестору (или кто там рисовал ПВЛ еще) политически и духовно было важно представить «полян» некой опорой для Крещения, вывести на сцену первых «богоспасаемых язычников». Да, еще не познали Истину, пока «поганы», как прочие восточнославянские племена… Но с кого-то нужно начинать Господу на Руси. Выбрать достойного. Ведь апостол Павел учил:

«когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон. Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствуют совесть и мысли их…»
(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Смыслы расставлены, небесное начальство довольно, доклад окончен. Не стоит забывать, где и кем писалась «Повесть Временных Лет». Отделяя кротких «полян» от других племен по их «закону», киево-печерский богомолец пытался доказать исключительность богоизбранности …кого? Да своих соотечественников «Кыян-полян». Народа-праведника, что первым в своем сердце (по Атласу анатомии святого Павла) заглянул и нежданно обнаружил там «искру божию». Сообразил что делать, отправил на христианские курорты Крыма представителя своего, потом полез в гуртом в Днепр… Тем спас всех остальных «звериным образом живущих». Потому Господь и «не погублял Русскую землю».

А теперь к Ольге. Как ей поступить в логике Летописца? Да как угодно, перед Крещением всё можно. Любую фантазию используй, хоть про звериных древлян, хоть про пироманов-воробьев. Что с того, что любимцы Нестора «кроткие и стыдливые поляне» — гадины подколодные? Что в нравственном отношении стоят много ниже презираемых монахом древлян. А по справедливости — ведь «злое племя», в любой традиции. Древляне не убивают послов своих соседей-славян, не творят кровавых тризн, судят с уважением по закону и вековому обычаю. Вот и всё, до медного копья. А пострадала Ольга. Но искупила всё… правильно, в главной обители греческой.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Как все было? Будем кумекать исключительно в парадигме государственности, что Ольгой потом бережно пестовалась и жестоко продвигалась. Ее муж Игорь погиб. По делу. «Серый кардинал» воевода Свенельд стоит перед сложным выбором: что делать, как укрепиться во враждебном славянском окружении, что варягов не шибко жалует. На тот момент в его распоряжении из династического арсенала:

«Ольга была в Киеве со своим маленьким сыном Святославом и кормильцем его Асмудом, а воеводой был Свенельд, отец Мстиши».

Вариант очевидный: женить древлянского князя Мала на Ольге. Ведь он чудесным летописным образом не пострадал при геноциде племени. Мало того, дочь его Малуша… В странном статусе «рабыни» — вдруг оказывается «канцлером-ключницей» в княжьем тереме Ольги. Родила сыну Ольги, Святославу, — мальчишку Владимира, что Солнышка Яснее многократно. И брата своего, сына Мала, пристроила наставником к будущему Крестителю Руси. Добрыней же звался? Всё правильно прочитано?

«Володимер бо бе от Малуши, ключнице Ользины, сестра же бе Добрыни, отец же бе има Малк Любечанин, и бе Добрыня уй] Володимиру».
(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Где-то шестерни Свенельдовой комбинации не провернулись, похоже. Мал не появился в свадебном роскошном пиЖнаке с бабочкой, по каким-то непонятным причинам. Ольга, исполнив месть (если такое и было), отстраняется от варягов. Опираясь на полян (или древлян все же?), распоряжается бюджетом самостоятельно. Накладывая «дань тяжку» на кого ни попадя…. А имя Свенельда со Святославом на много лет исчезает из летописей. Сидят себе тихо в Ладоге, Ратную Академию посещают, потом знатно (не в статусе ли наемников?) ураганят на юго-западе Руси. Княгиня сыну власть не передает, рулит до самой смерти по своему разумению. Так что получается… Местные славяне, «кроткие и тихие поляне» с древлянами «погаными» — на какое-то время одолели русь варяжскую…?

Другие варианты события, без религиозного шлака ПВЛ — ссыпаем в комментарии.

Продолжение следует.

-7

Читайте по теме: