Дипак Чопра (англ. Deepak Chopra) — американский врач и писатель индийского происхождения, написавший множество книг о духовности и нетрадиционной медицине. Сейчас проживает в США со своей семьёй.
Недавно натолкнулась на его свежее интервью. Самые интересные его рассуждения о том, кто мы есть на самом деле, читайте в этой статье.
Если взять двух пациентов с одинаковым диагнозом, которые обращаются к одному и тому же врачу, получают одинаковое лечение, но имеют совершенно разные результаты. Один может умереть, а другой выздороветь. И между этими двумя полярными примерами, на самом деле, лежит широкий диапазон результатов у множества больных с этим диагнозом. Как мы можем это себе объяснить?
И это действительно дало мне понимание того, что наш обычный повседневный опыт или то, что мы называем реальностью, - это гипноз социальной обусловленности, которая на самом деле меняется вместе с вашим сознанием.
Корреляция - это не причинность, как мы знаем. Если петух поет утром, и солнце встает в то же время, мы не предполагаем, что петух заставляет Солнце подниматься, верно? Но они взаимосвязаны.
Таким образом, ваш ум, ваш мозг и физический мир - это взаимосвязанные переживания в более глубокой сфере существования, которая не находится ни в пространстве, ни во времени.
На сегодняшний день медицина может подтвердить, что только 5% мутаций генов, вызывают болезнь.
95% мутаций генов, вызывающих болезни, связаны с образом жизни.
Сон, управление стрессом, занимаетесь ли вы физическими упражнениями или нет, занимаетесь ли вы йогой или нет, дыхательные техники, качество ваших эмоций, питание, личные отношения, социальные взаимодействия, окружающая среда, связь с природой и многое другое влияют на вашу генную активность. Мы называем это эпигенетикой.
Давайте представим, что мы смогли избавить человечество от всех хронических и острых заболеваний.
Будут ли люди по-прежнему страдать?
И ответ будет - ДА, потому что в отличие от других видов, у нас есть нечто, что на самом деле довольно странно, это называется экзистенциальным страданием.
Мы удивляемся, почему мы существуем.
Мы задаемся вопросом, почему мы стареем и можем ли мы предотвратить это?
Мы удивляемся, почему с возрастом становимся немощными и теряем память.
Можем ли мы предотвратить это?
Мы также боимся смерти! Можем ли мы предотвратить это?
И ответ заключается в том, что биологическая смерть основана на ложной предпосылке, которая заключается в том, что вы - это ваша биология. А вы - это ваше тело и ваш ум.
Вы - не ваше тело,
вы - не ваш ум,
вы - не переживание мира!
Вы - сознание, в котором происходит все это переживание.
Наблюдать мысль - значит знать, что вы не мысль.
Наблюдать за эмоцией - значит знать, что вы - не эмоция.
Наблюдать за телом - значит знать, что вы не являетесь этим пучком ощущений и восприятий.
Так кто же ты? Что знает мысль? Что знает восприятие?
Когда вы осознаете, что все, что вы думали что было реальным, не является реальным!
Когда вы также осознаете, что то, кем вы себя считаете, не является реальным!
Когда вы осознаете, что все ваше имя, ваша форма и все, что вы видите, является временным по отношению к чему-то большему!
Если всё это вы осознаёте и принимаете, то боюсь, у вас есть шанс впасть в глубокую депрессию, потому что все, что вы считали реальным, больше не реально, включая собственное имя, форму, тело и ум.
Некоторые люди пересекают этот порог депрессии, который мы ещё называем "тёмная ночь души", и обнаруживают нирвану или просветление.
И они говорят: «Ух ты, я думал, что был втиснут в объем тела в течение всей жизни, но я вневременное существо, которое может трансформироваться в любой опыт, включая человеческий опыт, что удивительно».
Но человеческий опыт - это также то, что вызывает экзистенциальную депрессию.
Итак, причины человеческих страданий:
- Во-первых, вы страдаете, потому что не знаете, кто вы есть. Вы путаете себя со своим телом, умом, опытом.
- Во-вторых, вы хватаетесь и цепляетесь за переживания, которые мимолетны, преходящи и похожи на сон.
Вы говорите:
Что случилось с моим детством? - Все кончено.
Что случилось со вчерашним днем? - Все кончено.
А что случилось пять минут назад? - Все кончено.
Что происходит с этими словами, когда вы их слышите? - Они не существуют.
Поэтому Витгенштейн, немецкий философ, сказал:
«Мы спим, наша жизнь - это сон, но время от времени мы просыпаемся достаточно, чтобы знать, что мы спим.»
Так что же происходит, когда вы просыпаетесь, когда переступаете этот порог? - Вы пробуждаетесь к своему истинному "Я", которое является не телом или умом, а осознанием, в котором происходит это переживание.
Так что цепляние за «сон» - это вторая причина человеческих страданий.
- В-третьих - это боязнь всего неприятного. Боль, заброшенность, когда кто-то обращается с тобой неуважительно и т.д. - это третья причина страданий.
- В-четвертых - это отождествление, которое связано с вашей идентичностью эго.
- И пятое - это страх смерти. Теперь они все связаны.
Все они - один и тот же страх, и они не знают, кто ты такой. Это самый большой вопрос, который люди должны задавать себе.
Кто я такой? Кто я такой?
Я - изменяющееся переживание этого тела, которое является перцептивной деятельностью (Перцептивный — (отлат. perceptio восприятие) психическое восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств).
Является ли Я переживанием изменяющегося ума или изменяющейся личности?
Но тогда у вас нет той же личности, когда вы были ребенком или, может быть, даже 10 лет назад. Что же лежит в основе этого?
Когда вы начнете это рефлексивное самоисследование, спросите себя:
- Кто я?
- Чего я хочу?
- Какова моя цель?
- За что я Вам благодарен?
Идя в тишину медитации, вы получаете то, что традиции мудрости называют откровением. Открытая истина.
Это звучит очень величественно. Я бы сказал, просто назовите это озарением. Медитация, осознанность, осознание тела, осознание ума, осознание ментального пространства.
Осознание паутины взаимоотношений, осознание того, что мы называем Вселенной. Она ведет вас, в конечном счете, к осознанию осознанности. И когда вы обнаруживаете это, это и есть нирвана.
Есть ли что-нибудь за сознанием? - Нет.
Итак, повседневный опыт - это видоизмененное сознание.
Прямо сейчас вы испытываете то, что мы называем бодрствующим состоянием сознания. Осознание, которое испытывает физическое тело и физический мир с открытыми глазами, называется бодрствующим состоянием сознания.
Теперь, если вы закроете глаза, у вас будет другое состояние сознания, в котором вы фактически не переживаете физический мир. Вы испытываете ощущения, образы, мысли, эмоции, рассказы. Это похоже на сон.
Как только вы закрываете глаза, вы переживаете, вы можете назвать это сновидением.
Но нет никакой разницы между сном наяву и тем, что вы видите ночью.
Избавьтесь от мысли, что мир физичен. То, что мы называем физическим миром, даже ваше физическое тело, - это деятельность восприятия. И эта перцептивная деятельность для вас и меня - это человеческая перцептивная деятельность через человеческое сознание. Идите дальше этого.
Есть только одно сознание, которое дифференцируется (Дифференцировать – разделять, отделять один элемент от прочих).
Недифференцированное сознание дифференцируется на эти различные виды сознания, которые образуют матрицу сознательных существ, коллективно проецирующих эту вселенную.
Поэтому, когда у вас будет время успокоиться, усомниться в своей привычной неуверенности, вы поймете, что на самом деле мы ничего не знаем. Ничего!
Все, что мы знаем, выдумано. Это человеческая конструкция, и как только мы встраиваемся в эту человеческую концепцию, мы называем ее реальностью.
Мы не задаемся вопросом, что является источником этого опыта?
Поэтому, принимая ретриты, практикуя осознанное осознавание тела, ума, ментального пространства, паутины взаимоотношений, тайны существования, вы медленно, все глубже погружаетесь в свое истинное "Я".
Как сказал Руми: