Российский национальный поисковик «Яндекс» и крупнейшая российская банковская компания «Сбербанк» долго и продуктивно сотрудничали: главные совместные проекты – «Яндекс-маркет» и «Яндекс-деньги». Но 23 июня стало известно о том, что компании решили разделить бизнес – Сбербанку достаётся сервис электронных платежей, а Яндексу – торговая онлайн-площадка. Герман Греф недавно покинул совет директоров «Яндекса» и больше не является владельцем акций компании.
Что произошло между «Яндексом» и «Сбербанком»?
Как отмечает руководитель главного российского банка, между экосистемами «Сбербанка» и «Яндекса» возникла сильная конкуренция.
«Это создает сложности. Возникла объективная необходимость подумать, как выйти из ситуации», – отмечает глава банковской корпорации.
Г. Греф назвал разделение бизнеса взаимовыгодным решением.
Отдельные журналисты отмечают, что «раздел имущества» между двумя компаниями был не таким выгодным для банкира. Совместный сервис электронных платежей с 2017 года принадлежал Сберу на 75%, а маркетплейс – на 45%. Г. Греф мечтал о создании на базе электронной торговой платформы русской версии Amazon'а. Как дальновидный бизнесмен, Греф понимает, что будущее за электронной торговлей и технологичным бизнесом, поэтому был заинтересован в развитии «Яндекс-маркета» как ответа AliExpress (Alibaba ведь запустил торговую площадку в России совместно с «Мегафоном» и Mail.ru Group). На тот момент объединение крупных компаний из сферы электронных технологий и банковской сферы казалось очень продуктивным и взаимовыгодным.
Яндекс продаёт Сбербанку сервис электронных кошельков – 25% акций + 1 рубль. Стоимость этих активов – 2,4 млрд. ₽. Стоимость же Яндекс-маркета, которые выкупила у Сбера компания-поисковик, составила 42 млрд. ₽.
Зачем это нужно?
Причина разлада, по одной из версий, – желание каждой компании получить максимум выгод на одном и том же поле. Ещё одна версия – разлад связан с введёнными 23 июня налоговыми льготами для IT-компаний: страховые взносы уменьшатся вдвое, а налог на прибыль – почти в 7 раз. Это одна из самых низких налоговых ставок в мире для компаний IT-профиля, но чтобы добиться таких послаблений, компания должна получать 90% прибыли от продажи своих технологий.
«Яндекс», в отличие от Сбера, крупнейший поисковик. Не у каждой страны есть собственный поисковый робот (всего у трёх, на самом деле – США, России, Китая): разработать такую машину дорого, содержать – тоже непросто. Ни у одной европейской компании нет собственного поискового сервиса. Компания «Яндекс» получает прибыль благодаря продаже технологических разработок и имеет право на новые налоговые условия. Яндекс-маркет включает сервис доставки еды, такси, «Яндекс-лавку», причем компания продолжает разрабатывать новые сервисы и программное обеспечение.
Акции «Яндекса» после введения нового налогового режима выросли и торгуются по 4010₽, Сбербанка – по 216,71₽.
Кому выгодно?
Разлад между двумя этими компаниями будет выгоден потребителю: каждая из них запускает собственные площадки электронной торговли и электронный кошелёк, а усиление конкуренции улучшает качество работы, стимулирует поиск новых технологических решений, ведёт к снижению цен.
Новый инвестор «Яндекса» – «ВТБ-капитал», главный конкурент «Сбербанка», так что финансовые вливания обеспечат поисковику возможность работать дальше.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал