Найти в Дзене

Новый ученик. Как преодолеть трудности адаптации к школе

Оглавление

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни ребенка, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам.

Трудности адаптации первоклассников к школе. Как их преодолеть?

Переживает и волнуется

Психологическая адаптация – это адекватное включение ребенка в новую социальную ситуацию, она существенно влияет на развитие личности ребенка. Поступление в школу требует от маленького ученика перестройки всех представлений и отношений с окружающими людьми.

Главная задача, которая должна быть решена сейчас, – сохранение, поддержка и развитие индивидуальности ребенка. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по-разному: одни привлекают к себе внимание своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими детьми и учителем. Главное, все первоклассники в этот нелегкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых – учителя и родителей.

Став учеником, ребенок начинает осуществлять общественно оцениваемую деятельность – учебную! Школьное обучение требует обязательного выполнения ряда для всех одинаковых правил, им подчинено все поведение ученика во время его пребывания в школе.

Напряженный период

Начало обучения в школе позволяет ребенку занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка. Он начал учится, уже систематически, в школе. Благополучное сочетание социальных внешних условий ведет к адаптированности, неблагополучное – к дезадаптации.

Это очень напряженный период, прежде всего, потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

С началом обучения в школе ребенку нужно привыкнуть к умению тихо и внимательно слушать, сидя за партой. В школе происходит формирование личности ребенка, закладываются и развиваются когнитивные навыки, то есть умение осмысливать, хранить и использовать свои знания и опыт в повседневной жизни. И если ребенок не ходил в детский сад – проходит первая социализация. По большей части мироощущение ребенка и его самосознание во многом зависит от первых школьных лет, и период адаптации к школе обычно занимает весь первый класс.

Нарушения адаптационного процесса к школе могут проявляться, прежде всего, в том, что мотивация учения не сформирована, а приспособиться к темпу школьной жизни ученику не удается.

Коммуникативные трудности возникают у детей, мало общавшихся со сверстниками. Маленькому ученику сложно привыкнуть к своему классу и своему месту там. И проблемы взаимоотношений с учителем. Об этом напишу отдельно.

Сложности у…

Особые сложности адаптация к школе вызывает у… гиперактивных детей. Им сложно долго находиться в одном положении. Ребенок привык свободно двигаться, и спокойно слушать учителя у него не получается. Такие дети часто отвлекаются и могут регулярно нарушать правила поведения в школе.

Ругать и наказывать такого ребенка бесполезно, лучше всего попробовать спокойно объяснить важность школы в его жизни и постараться заинтересовать его учебой. Детей с высокой утомляемостью. Они быстро устают от высокой концентрации, которая требуется при выполнении заданий учителя. Им сложно сразу сделать все задания.

Адаптация к школе вызывает сложности и у одаренных детей. Уже до начала первого школьного года они обладают весьма развитыми познавательными способностями и хорошим уровнем знаний. Основная проблема таких детей в школе – скука. Материал, который объясняет учитель, им уже известен либо становится понятен быстрее, чем другим детям.

Нарушу?

Поначалу мотивы, связанные с учением, незначительны, а познавательная мотивация к учению и воля еще недостаточно развиты. Они постепенно формируются в процессе самой учебной деятельности. Ценность учения ради знания, потребность постижения нового – вот что должно быть основой учебной деятельности. Но говорить об этом пока рано.

Что же касается правил поведения в школе… Детям сложно с их помощью контролировать свое поведение. Часто большая часть первоклассников подчиняется правилам с неохотой, с удовольствием нарушает их, как только внешний контроль ослабевает. Это факт.

Чем же отличаются первые недели обучения? Прежде всего, достаточно низким уровнем и неустойчивостью работоспособности. По интенсивности и напряженности изменений, происходящих в организме ребенка в процессе учебных занятий в первые недели обучения, учебную нагрузку можно сравнить с воздействием на взрослый, хорошо тренированный организм экстремальных нагрузок, представляете!

Только через полтора месяца обучения первоклассник постепенно приспосабливается ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением.

Однако эта фаза у некоторых маленьких учеников длится более двух месяцев. Вообще же весь первый год – это период неустойчивой и напряженной регуляции всех систем организма.

В любой момент

Встречая ребенка из школы, постарайтесь усилить в нем положительные впечатления и не акцентировать внимание на негативных. Поставьте вопрос так: «Что сегодня было хорошего? Что было самым интересным?» Обязательно вместе с маленьким учеником разберите итоги занятий и оцените результаты. Похвалите за успехи, мягко и обнадеживающе укажите на недочеты.

Расскажите маленькому ученику о том, как учились вы. Вспомните о своем первом учителе. Например: нам, маленьким деткам, очень повезло, учительница у нас была доброй, внимательной и отзывчивой. Но к этой теме я вернусь далее, ведь до Дня учителя уже меньше месяца.

Рассказывайте, зачем человеку знания, где они пригодятся. Поговорите о разных профессиях и объясните, чему надо научиться для них. Спросите, а кем ребенок хочет стать, когда вырастет?

Об этом мы с нашей первоклассницей говорили не раз. И обязательно приведите примеры успешных людей, подчеркнув, что все они учились в школе и много трудились. Ваша задача – убедить ребенка, что вы всегда будете рядом и поможете в любой момент.

И учитель, и родители

Повторю – адаптация ребенка к школе происходит не сразу. Не один день, не одна неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности определяет необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к школе и, наоборот, замедляющих ее. Основными показателями благоприятной адаптации являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с одноклассниками, учителем, овладение навыками учебной деятельности.

Конечно, и учитель и родители заинтересованы в том, чтобы дети как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень внутренней напряженности уступил место ощущению эмоционального комфорта.

Лика КРАСКО, детский психолог

Фото из открытых источников