Крупнейший российский госбанк – Сбербанк, на этой неделе намерен презентовать общественности свой новый имидж – семейство логотипов, которые будут выполнены в едином стиле, но в разной цветовой гамме.
В понедельник журналисты РИА «Новости» заметили, что с главного офиса Сбербанка снят логотип. На просьбу разъяснить ситуацию, журналистам, за несколько дней до презентации, показали образец лого. Главное, что бросается в глаза – отсутствие слова «банк» – теперь Сбер – официально Сбер. Кроме того, цветовая гамма добавилась новыми цветами – разорванный круг, в котором размещена зеленая «галка» выполнен с градиентным переходом от синего к зеленому через желтый цвет. По информацией, которая была озвучена журналистам – цвет надписи будет отличаться у различных подразделений.
Еще пару лет назад президент Сбербанка Герман Греф обещал, что со временем произойдет уход от слова «банк», потому что это уже не единственная, а возможно, и не главная функция конгломерата, в который за последнее десятилетие превратился Сбер. В числе десятков дочерних структур – сам госбанк и его дочерние банки в странах Европы, отделения занимаются пенсионными накоплениями, прямыми инвестициями, онлайн-торговыми площадками, микрокредитованием, девелопментом и строительством, брокерскими услугами и многим другим. Одним словом, все ближе голубая мечта господина Грефа – превратить некогда неуклюжий и громоздкий банк в современную IT-систему.
С другой стороны, ребрендинг, задуманный к исполнению может крайне недешево обойтись. В прошлом году эксперты оценивали только смену внешних «декораций» – оформления банковских отделений и т. д. в сумму до 7 млрд рублей. Оценка Сергея Гришунина из «Делойт СНГ» о том, что стоимость ребрендинга Сбера может начинаться от 300 млн $ уже год цитируется деловыми СМИ, но в самом банке, конечно, такие данные не озвучивают. В любом случае, если стоимость ребрендинга будет хотя бы приблизительно в этих границах, мы станем свидетелем одного из самых дорогих ребрендингов в мире.
Кстати, по некоторым данным, предыдущий логотип Сбербанка обошелся им в сумму от полумиллиона до 1 млн $,
Тут можно вспомнить нашумевшую историю от 2014 года, когда студия Артемия Лебедева сделала обновленный логотип для московского метрополитена. Творческие мучения самого дорогого российского дизайнера избавили красную букву М от синего кольца вокруг, а озвученная в СМИ стоимость контракта составляла 230 млн рублей или более 6 млн $.
Правда московские власти тогда заявили, что логотип нарисовали за символическую плату в 1 рубль, а остальные деньги были потрачены на модернизацию и безопасность метро столицы.
Если говорить о ребрендинге банков – это всегда очень дорогая вещь, ведь приходится иметь дело с большим количеством отделений, филиалов и т. д. В качестве примера, одна из самых известных историй последних десятилетий – ребрендинг новозеландской банковской группы ANZ. Новый облик обошелся этому региональному финансовому игроку в 15 млн $.
Если же говорить о действительно серьезных вложениях, то тут есть несколько хрестоматийных примеров. В первую очередь, нефтяной гигант BP задумался о ребрендинге во второй половине «нулевых» годов. В 2008 году был презентован новый логотип – желто-зеленое солнышко с белой внутренней частью. На ребрендинг одной из крупнейших нефтяных компаний мира было потрачено 211 млн $.
А одной из крупнейших таких реноваций считается ребрендинг IT-гиганта Symantec. Считается, что логотип в виде галочки в кольце (Привет, Сбер) обошелся компьютерному гиганту в 1280 млн $.
В 1,2 млрд $ оцениваются затраты Pepsi-cola на ребрендинг 2009 года, когда дизайнеры немного поиграли с графической составляющей знаменитого трехцветного шара и изобразили «улыбку Pepsi». Сам логотип обошелся в миллион долларов, о затраты не смену всей айдентики от заводов до наклеек оценивают именно в 1,2 млрд $.
Но бывает, что и «дешево и мило». Известный факт, что логотип Nike нарисовала стажерка в 1975 году за 35$. Основа логотипа сохранилась до сих пор, а вот настоящую оплату автор получила спустя много лет.
Когда логотип стал узнаваем по всему миру, глава компании вручил дизайнеру 500 акций (примерно 600 тыс.$) и золотое кольцо с бриллиантом в форме того самого лого.