Здравствуйте!
Вчера мы с вами говорили о важности использования лицензионного программного обеспечения. Сегодняшний пост будет посвящён личностным характеристикам программиста, которых лучше лишить себя, если они у вас есть, и если вы хотите найти хорошую работу.(и остаться на ней). О кое-каких вещах из этой статьи я упоминал в прошлых статьях блога, ничего страшного — здесь мы их резюмируем.
Плохие качества разработчика(и не только).
Почему вообще об этом важно говорить? Почему важны личные качества человека, которого взяли, чтобы писать код? Ответ простой — в компании вы работаете с другими людьми, а нормальный рабочий процесс не может быть построен в коллективе, где нет внутренней хорошей атмосферы, будь вы хоть профессор компьютерных наук и идеальный мастер программирования. Если вы плохой человек — в коллективе вы долго не пробудете, если только этот коллектив не подстать вам, но в таком коллективе, вы вряд ли в свою очередь захотите долго задержаться.
Итак плохие качества.
1. Токсичность, она же язвительность. Представьте, что вы пришли в новую компанию на работу. И хотите погрузиться в процессы компании, получить новые навыки и знания. А на все ваши вопросы идут ответы с подковыркой, с унижением вас, с тыканием в то какой вы глупый и так далее. Как вы думаете понравится вам такое отношение? Очень в этом сомневаюсь. И ужасен тот коллектив, где такое происходит. Как решить проблему? Да просто не будьте таким. Да, бывают такие люди, которые с первого, второго, третьего раза не понимают, что вы им объясняете. После того, как вы направите человека к нужным источникам, поглядите, возымело ли это плоды? Нет? Странно, что такие люди проходят через вашего HR, может стоит подойти к нему и поговорить о том, как к вам попал настолько неквалифицированный сотрудник? И не сочтите это за "стукачество". У каждого есть право на ошибки, но если человек, кроме ошибок не делает ничего, он своей работой тормозит весь процесс всей вашей работы и вы, вместо того, чтобы делать свою работу и улучшать её, делаете её за другого человека, который вообще не хочет меняться. Вывод — токсичным быть нет смысла, важно быть отзывчивым, но к тем, кто ценит вашу отзывчивость и пользуется её плодами, а не выезжает на вас и ваших талантах.
2. Стукачество, оно же ябедничество, оно же доносничество. Бывают такие люди, при которых обсуждать что-то — большая ошибка. Такие люди несут ваши разговоры выше по рангу, да ещё, в большинстве случаев, вырваные из контекста, что усугубляет ситуацию. Не будьте стукачами, не нужно разговоры в вашем коллективе выносить наружу. Возможно эти разговоры в будущем приведут к улучшению рабочего процесса и принесут пользу бизнесу, станут поводом обратиться коллективом к руководству и предложить альтернативы решения обсуждаемой проблемы. Но главное коллективом, а не в отрыве от него "клепать доносы", этим вы делом не поможете, и более того, разрушите всю атмосферу в коллективе, а возможно и сам коллектив. Поднимут ли вас доносы по карьерной лестнице? Что ж, это возможно, но, кажется, мы обучались программированию, чтобы быть профессиональными программистами, а не профессиональными стукачами. Если вам ближе второе, возможно, стоит задуматься о другой профессии.
3. Восприятие работы, как рутины. Давайте вспомним, зачем мы с вами начали изучать программирование? Потому что нам интересна данная область. Если вы приступаете к обучению в данный момент, как к каторге, я вам очень советую — бросайте. Это не ваше, не нужно продолжать, дальше будет только хуже. Работа должна приносить удовольствие. А если вам обучение не приносит удовольствие, то будущая работа вряд ли принесет, потому что нет момента, когда обучение закончится. Мы, насколько я понимаю, и хотим сменить деятельность, чтобы новая приносила удовольствие.
4. Лень. Из прошлого плохого качества, вытекает настоящее — программист не должен быть ленивым. Лень чаще всего наступает от скуки. Сделали сегодняшнее задание и больше нечего делать, спросите у коллег, чем им можете помочь, перепроверьте свой код, поищите информацию, как можно его улучшить. Подумайте, как можно улучшить рабочий процесс — внесите предложение. Если его не примут — ничего страшного, вы всё равно в итоге в плюсе — и сделали попытку помочь и через это получили новые знания. На отдых тоже должно находиться время, делайте регулярные передышки, но не превращайте рабочий день в передышки.
5. Не пускайте пыль в глаза. Если вы чего-то не знаете, в чём-то несильно компетентны — развивайтесь в этой области. Не нужно делать вид, что вы всё понимаете в неизвестной вам области, засыпая собеседником умными терминами, англицизмами, цитатами, значения которых вы даже не понимаете. В этом нет никакого смысла, абсолютно никакого. Опять же, это может поднять вас по карьерной лестнице, но, во-первых, подумайте сами о ценности для вас такого подъема, как специалиста, станете ли вы лучше и умнее от этого? Во-вторых, грош цена такому начальству, которое не может различить пускание пыли в глаза от компетентности. И, в-третьих, подумайте, долго ли просуществует такая компания, где высшие должности занимают не мастера своего дела, а пускатели пыли в глаза? Кто захочет из хороших специалистов работать в такой компании? Вся надежда на стажёрах, которым некуда деваться? Компанию, где в руководстве пускатели пыли в глаза, а в остальном штате одни неопытные, постоянно меняющиеся специалисты путь один — закрытие и банкротство. Никакой заказчик не захочет связываться с такой компанией, и мы живём в такое время, где новости о такой компании быстро распространяются.
6. Заискивание перед начальством. Опять же из предыдущего качества вытекает настоящее. Ответьте себе на такой вопрос: хотите ли вы работать в компании, где правит "голый король"(помните сказку Г.Х. Андерсена "Новый наряд короля"?), а его окружает свита фаворитов, которая расхваливает его на все лады? Если, ответ — да, то мне вас искренне жаль, надеюсь большинство ответит "нет". Что вы ожидаете от работы в такой компании? Профессионального развития? Его не будет. Карьерного роста? Такими способами? Зачем тогда вы тратите столько своего драгоценного времени на изучение программирования? Если эта ваша первая работа для опыта, то здесь он будет вам доставаться достаточно большой ценой и переступанием через себя, но, возможно, опыт того и стоит, но после того, как вы набрались опыта — не задерживайтесь на такой работе. На рынке очень много более достойных компаний, которым нужен хороший специалист, и не нужно посвящать такой компании с "голым королём" больше времени, чем требуется.
Этот список может продолжаться долго, но главные черты мы, кажется, затронули.
Утопия?
Возможно, что в комментариях к этой статье появится следующее: "Да все компании такие", "Да везде рутина", "От работы кони мрут" и так далее, я не буду спорить с их авторами, а скажу лишь одно.
Есть компании, где директор - супер профессионал, есть компании, где отличный коллектив профессионалов-исполнителей, а есть компании, где менеджерский состав сплошь отличные работники и профессиональные управленцы. И вот, поработав, в компаниях с сотрудниками с вышеперечисленными чертами, они решают уйти из них и найти другие без таких сотрудников. А эти другие основывают те самые директора профессионалы, а руководят ими те самые менеджеры-суперуправленцы, а работают там.. ну вы поняли логику. И в такую компанию просто не сможет попасть человек с вышеперечисленными качествами, такие компании для него закрыты. И тут надо понимать, что если все люди будут стремиться к профессионализму в своём деле, а не к воспеванию вышеперечисленных качеств, то люди с дурными качествами просто исчезнут: им негде и не с кем будет работать.
Я не люблю фразы "Начни с себя"(просто во многих случаях она не работает), но тут она как никогда актуальна — Начни с себя, будь хорошим сотрудником-профессионалом и ты найдёшь ту компанию, где ты мечтал работать всю жизнь, и в неё тебя примут на работу.
На этом, на сегодня всё. Я прощаюсь с вами до завтра, завтра будем говорить о том как НЕ нужно обучаться. Пора эту тему тоже резюмировать.
Если вам понравилась данная статья, поставьте, пожалуйста, лайк, и подпишитесь, чтобы обучаться вместе с нами.
Приятного вам обучения!
Предыдущая статья. ................................................................... Следующая статья.