Иммиграция, проживание на территории другого государства и гражданство всегда были деликатными вопросами, по которым многие эксперты придерживаются резко противоположных взглядов, и которые могут вызвать ожесточенные дебаты и споры. За последние годы многие страны учредили некоторые правовые ограничения, препятствующие свободному вливанию капитала мигрантов в экономики стран и их предпринимательской деятельности. Эти страны создали специализированные визы для желающих заниматься бизнесом, которые могут предоставить мигрантам вид на жительство. Однако ряд независимых исследований выявили множество преимуществ для стран, осуществляющих эффективные иммиграционные программы для инвесторов.
Интересным фактом представляется желание владельцев или руководителей бизнеса, которые на личном опыте испытали принудительное перемещение или имеют опыт международной миграции, инвестировать в проекты, призванные принести пользу мигрантам и беженцам по всему миру. Подобные личные мотивы могут стать сильным стимулом социальных инвестиций, направленных на поддержку мигрантов.
Миграция населения
Международная экономическая интеграция традиционно ассоциируется с возрастающей открытостью торговли товарами и услугами, так же как и с усилением потоков международной миграции. Наглядная иллюстрация данного факта – это резкий рост потоков частных иностранных денежных трансфертов в большинство развивающихся стран, откуда и идут основные потоки мигрантов. Сегодня частные трансферты стали важным механизмом перемещения ресурсов из развитых стран в развивающиеся и вторым по значимости, после прямых иностранных инвестиций, источником внешнего финансирования. Следует также отметить, что частные трансферты, присылаемые из-за границы, являются не только одним из важнейших источников формирования доходов населения, но и зачастую формируют более мощный канал притока иностранной валюты, чем участие в международной торговле, иностранная помощь или иностранные инвестиции.
Потоки миграции рабочей силы направлены, по большей части, в страны с мощным экономическим потенциалом, и именно данные страны являются самыми крупными «донорами» частных трансфертов. Для подтверждения этой мысли обратимся к статистике миграционных потоков. Основными реципиентами мигрантов являются либо страны с высоким уровнем ВВП на душу населения (США, Саудовская Аравия, Великобритания и т.д.), либо же страны с мощным экономическим потенциалом (Россия и Индия). Интересно также и то, что по доле иммигрантов в общей численности населения ведущие места в мире занимают небольшие страны (в том числе три из десяти – нефтедобывающие), значительные потоки миграции в которых обусловлены недостатком в них высококвалифицированной рабочей силы, а также достаточно высоким уровнем оплаты труда.
Если же проанализировать потоки частных трансфертов в мире, то можно обнаружить, что крупные реципиенты мигрантов являются также и самыми крупными донорами частных трансфертов. Пять из десяти крупнейших стран-реципиентов мигрантов входят в состав крупнейших доноров трансфертов.
Частные трансферты – явление многогранное и обширное по спектру своего воздействия на целый ряд макроэкономических показателей, они оказывают на экономику страны-реципиента как положительное, так и отрицательное воздействие. Первым и самым весомым аргументом в пользу миграции и частных трансфертов является то, что миграция, часто являясь следствием высокого уровня безработицы в стране, позволяет привести рынок труда к новому состоянию равновесия и снизить уровень структурной безработицы – одну из основных причин так называемой постоянной бедности.
Взаимосвязь же между миграцией, трансфертами и неравенством в распределении доходов в стране еще более сложна. Миграция ассоциируется с высокими издержками, что, при наличии ограничений по ликвидности, могут позволить себе наиболее богатые домашние хозяйства. В результате это приводит к росту неравенства. С другой стороны, бедные домашние хозяйства имеют наибольшие стимулы к отправке мигрантов за границу, что будет способствовать снижению неравенства. Социологические исследования подтверждают, что эти две силы взаимодействуют друг с другом. Частные трансферты характеризуются также контрцикличностью, или же, по крайней мере, меньшей процикличностью, нежели другие финансовые потоки, что подтверждают многие исследования. Трансферты, направляемые в развивающиеся страны, менее волатильны, нежели частный капитал, и даже более стабильны, чем прямые иностранные инвестиции – наиболее стабильный компонент потоков частного капитала.
Если же обратиться к негативным характеристикам частных трансфертов, прежде всего нужно отметить, что рост совокупного спроса из-за притока трансфертов частично приходится на потребление товаров и услуг, создавая таким образом инфляционное давление на экономику. А возросшее предложение иностранной валюты вследствие притока трансфертов приводит к укреплению номинального валютного курса. В результате трансферты приводят к укреплению реального валютного курса, сопровождаемого ухудшением состояния платежного баланса. Это, в свою очередь, негативно воздействует на конкурентоспособность экспорта и в конечном итоге приводит к «голландской болезни» экономики.
«Голландская болезнь» затрагивает все сферы экономики, приводит к искажениям как в реальном, так и в денежном секторах, негативно влияет на внешнюю конкурентоспособность страны вследствие укрепления реального курса национальной валюты, как было отмечено выше, и в конечном итоге приводит к снижению темпов экономического роста. Помимо всего прочего, с точки зрения многих исследователей, «голландская болезнь» является наиболее сложно преодолимой и трудно управляемой, т.к. изначально сложно управлять самой ее причиной – частными трансфертами.
Частные трансферты воздействуют также и на общественный сектор:
- во-первых, частные трансферты приводят к росту объемов импорта (финансируемого трансфертами), что приводит к росту доходов государства от импортных пошлин и НДС на импортные товары;
- во-вторых, укрепление реального валютного курса облегчает обслуживание государственного долга;
- в-третьих, приток иностранной валюты облегчает аккумуляцию иностранных резервов со стороны Центрального банка.
Анализ долгосрочной перспективы показывает, что миграция и трансферты могут оказывать крайне неоднозначное воздействие на экономику стран, откуда эмигрирует рабочая сила. Эмиграция экономически активного населения наращивает степень зависимости экономики. Об этом свидетельствует уменьшение показателя, отражающего отношение количества работающих к количеству безработных. Возросший показатель зависимости экономики приводит к снижению стабильности распределительной системы пенсионного обеспечения, преобладающей в странах с переходной экономикой. В экономике просто нет людей, которые бы работали для выплаты пенсий взрослому поколению. Несомненно, трансферты положительно воздействуют на доходы населения в краткосрочном периоде посредством роста располагаемого дохода домашних хозяйств-реципиентов.
Существует огромное количество подтверждений гипотезе о том, что население, вовлеченное в процесс временной миграции, делает это отчасти для преодоления ограниченной доступности заемных средств в своей стране, что препятствует использованию производственных возможностей страны.
Однако нельзя оставлять без внимания и негативное воздействие трансфертов на сбережения и инвестиции. Существует очень большое количество причин, по которым большая часть трансфертов используется на потребительские нужды, снижая тем самым мотивы к отправке трансфертов с целью инвестирования. Реципиенты трансфертов, так же как и сами мигранты, могут не обладать достаточными предпринимательскими навыками и способностями, что может потенциально привести к ситуации, когда вложенные ими средства будут иметь низкие ставки доходности. Низкий уровень доходности может быть вызван отсутствием (недостатком) дополняющих факторов, таких, как, например, общественная инфраструктура. Плохое состояние и неразвитость институтов финансового посредничества (из-за провалов рынка или неэффективного регулирования) могут привести к высокому спрэду процентных ставок, что снижает привлекательность формальных сбережений.
Учитывая количество и сложность всех последствий, к которым приводят миграция, а в частности, трансфертов, неудивительно, что и виды применяемой политики тоже будут разными (ряд мер, начиная с тарифных и нетарифных методов регулирования внешней торговли и налогообложения трансфертов, завершая поддержкой мигрантов за границей и созданием стимулов к прямому инвестированию трансфертов). В то время, как некоторые меры, предпринимаемые государством, нацелены на достижение диаметрально противоположных результатов, некоторые из них все же усиливают друг друга. Эта сложность говорит нам о том, что оптимальный набор мер по преодолению проблем с миграцией и трансфертами будет сформирован только тогда, когда у экономических властей страны будет ясное представление схемы действий.
По мнению некоторых зарубежных исследователей, снижение стимулов к миграции может быть потенциально достигнуто налогообложением трансфертов. Тем не менее, поскольку это очень легко может привести к возникновению неформальных каналов перемещения трансфертов, эффективность такой политики будет сведена к нулю, в то время как положительный эффект от самих трансфертов снизится.
Наиболее эффективным способом преодоления негативных эффектов трансфертов является стимулирование инвестиций со стороны мигрантов. Это означает проведение экономической политики, создающей стимулы к частным инвестициям и сбережениям, способствующей повышению эффективности использования трансфертов. И если мы говорим о том, что плохой инвестиционный климат является «корнем зла» во многих крупнейших странах-реципиентах трансфертов, то (поскольку инвестиционный климат включает в себя налогообложение, регулирование рынка труда, прав собственности, контрактное принуждение и пр.) мы полагаем, что решение проблем миграции требует комплексного подхода, затрагивающего все вышеперечисленные составляющие. Помимо этого, странам-реципиентам необходимо проводить адекватную денежно-кредитную политику, а также политику в области промышленного производства, целью которой будет являться компенсация потери конкурентоспособности экспортеров вследствие роста заработных плат и укрепления реального валютного курса.
Программы для инвесторов-иммигрантов
Приток иностранного капитала в результате программ иммиграции оказывает существенное влияние на принимающие страны. Чем меньше принимающая страна, тем сильнее влияние, которое оказывает на экономику страны капитал иностранных инвесторов - к примеру, в Сент-Китс и Невис программа для инвесторов-иммигрантов приносит около 30% государственных доходов, в Антигуа это значение составляет около 25%.
Развивая тему ситуации, развернувшейся в Сент-Китс и Невис, стоит сказать, что программа имела жизненно важное значение для поддержки экономики, серьезно пострадавшей от закрытия сахарной промышленности в 2006 году. Самый популярный способ инвестирования в то время предполагал прямой взнос не менее 250 000 долларов в Фонд диверсификации сахарной промышленности (SIDF) - общественную благотворительную организацию, деятельность которой была направлена на восстановление экономики и развитие новых ее секторов. Деятельность Фонда позволила государству развивать индустрию туризма и инвестировать в инициативы, представляющие общественный интерес. К ним относились проекты по трудоустройству и профессиональной подготовке, в результате которых было создано 600 постоянных рабочих мест; проекты развития сельского хозяйства, направленные на обеспечение продовольственной безопасности; проекты по модернизации школ и развитию компьютерной грамотности - теперь каждому старшекласснику в стране предоставляется ноутбук для личного пользования, а также проекты по развитию сектора возобновляемой энергетики - теперь большая часть домов в государстве обеспечены солнечными батареями.
Косвенные экономические выгоды
Программы для инвесторов-иммигрантов могут принести стране гораздо больше выгод, чем первоначальные прямые инвестиции. Особый интерес представляет процесс неизбежного создания дополнительных рабочих мест. Кроме того, привлечение богатых инвесторов-иммигрантов принесет пользу принимающим странам в виде расходов, которые инвесторы будут нести в стране на покрытие своих личных потребностей, а также благодаря налоговым отчислениям, которые инвесторы берут на себя обязательства платить. Кроме того, большинство инвесторов продолжают развивать свой бизнес в пределах принимающей страны, принося государству и населению с каждым годом все больше экономических, социальных и экологических выгод.
Привлечение финансового капитала
Программы иммиграции для инвесторов предлагают предпринимателям и бизнесменам более выгодные источники капитала, чем они могли бы получить иными путями. С другой стороны, во многих странах сейчас внедряются новые правила для получения виз, которые требуют, чтобы часть инвестиций направлялись на венчурные проекты или развитие стартапов, придерживающихся концепции устойчивого развития.
Привлечение человеческого капитала
Программы иммиграции инвесторов привлекают состоятельных людей, которые часто зарабатывают состояния на предпринимательской деятельности. Таким образом, привлечение инвесторов-иммигрантов создает приток квалифицированных бизнесменов, которые могут продолжить управление собственными проектами или инвестировать в новые предприятия. Более того, независимое исследование канадской программы показало, что дети инвесторов-иммигрантов, скорее всего, в дальнейшем достигнут высокого уровня образования.
Укрепление бизнес-связей за рубежом
Большинство инвесторов-иммигрантов будут продолжать вести бизнес с резидентами страны, из которой они эмигрировали, тем самым, укрепляя деловые связи между государствами.
Подробнее:
http://www.giic.uk/investor-immigration/impact/
https://missioninvestors.org/immigration-migration-and-refugees
Автор: Бестужева Ника, IxD Capital
Все актуальные новости в мире импакта, устойчивого развития и smart-финансов на нашем официальном Телеграм-канале IxD Capital “IxD Capital | Impact Channel”: https://t.me/ixdnews
#ixdcapital #импакт #устойчивое развитие #миграции #инвесторы #бизнес #финансы #беженцы #инвестиции #иммиграция