На днях модерировала работу группы по теме оценке рисков, и не впервые уже работали с методикой пяти шагов.
Сразу скажу, это НЕ методика профессионального прогнозирования и математической оценки рисков, но она прекрасно подойдёт и для управленцев в качестве экспресс-методики, и для любого человека.
Итак, пять шагов в оценке риска.
(Рассмотрю её на примере поездки на автомобиле).
1. Остановись и продумай свои действия.
На этом шаге очень важно именно остановиться (не делать оценку на бегу!) и понять, как я буду выполнять нужное действие (в частности, работу).
Если речь про поездку на автомобиле (мой пример), мне нужно ответить на вопросы:
- Какова моя квалификация как водителя? Хватит ли её для поездки?
- В каком состоянии мой автомобиль?
- Что мне потребуется в дороге? Всё ли у меня с собой?
- По какой дороге я поеду? Что это за дорога?
- Кто ещё будет со мной и кто может оказаться рядом?
2. Определи возможные опасности и их последствия.
На этом шаге важно спрогнозировать любые опасности, которые могут возникнуть во время поездки.
Если речь про поездку, это могут быть:
- Погодные условия (ливень, гололёд, порывистый ветер, туман и пр.), которые ухудшат видимость, приведут к заносам и т.п.
- Состояние дорожного покрытия (ямы, грязь, песок), которое приведёт к проколу шины, повреждению подвески, заносам и пр.
- Возникновение пробок, которые замедлят движение.
- Поведение других участников ДД, которое может спровоцировать аварийную ситуацию.
- Внезапные поломки автомобиля, которые вынудят сделать остановку.
- И т.п.
3. Реши, как защититься от опасностей.
На этом шаге надо понять, что сделать, чтобы риск не случился (то есть потенциальные опасности не переросли в реальные).
Продолжая логику поездки на автомобиле, это будет:
- Узнать прогноз погоды.
- Проложить маршрут по хорошей дороге, узнать про дорожные работы, закрытия участков дороги и пр.
- Выяснить плотность движения и посмотреть пробки.
- Проверить техническое состояние автомобиля (в частности, работу противотуманных фар и пр.), залить технические жидкости и т.п.
4. Реши, что делать в экстренных случаях.
На этом шаге я уже думаю, а что я буду делать, если всё-таки реализуется какой-то риск. Например:
- Если попаду в аварию - мне нужно будет выставить знак аварийной остановки, связаться с МЧС, возможно понадобится аптечка.
- Если случится поломка - мне нужно будет вызвать эвакуатор и/или попросить кого-то взять меня на трос.
- Если пробью колесо - потребуется запаска и домкрат.
- Чтобы выйти из машины при плохой видимости, нужен будет жилет.
- И т.п.
5. Прими решение, выполнять ли действие (работу).
Если после предыдущих четырёх шагов, я понимаю, что могу выполнить действие, то я приступаю к нему с соблюдением всех мер безопасности (то есть беру с собой трос, домкрат, аптечку и вот это вот всё).
Если же я понимаю, что действие выполнять слишком опасно (например, я неопытный водитель, на улице снег с дождём, а техническое состояние автомобиля оставляет желать лучшего), - я не выполняю его.
Конечно, большинство типичных действий в быту и на работе мы выполняем на автомате, не задумываясь об опасностях. И порой получаем очень серьёзные последствия.
Именно поэтому стоит хотя бы иногда делать остановку и проходить по пяти шагам. Как думаете?