Найти тему

Методика пяти шагов в оценке риска. Для руководителей и не только

Оглавление

На днях модерировала работу группы по теме оценке рисков, и не впервые уже работали с методикой пяти шагов.

Сразу скажу, это НЕ методика профессионального прогнозирования и математической оценки рисков, но она прекрасно подойдёт и для управленцев в качестве экспресс-методики, и для любого человека.

Итак, пять шагов в оценке риска.
(Рассмотрю её на примере поездки на автомобиле).

1. Остановись и продумай свои действия.

На этом шаге очень важно именно остановиться (не делать оценку на бегу!) и понять, как я буду выполнять нужное действие (в частности, работу).

Если речь про поездку на автомобиле (мой пример), мне нужно ответить на вопросы:

  • Какова моя квалификация как водителя? Хватит ли её для поездки?
  • В каком состоянии мой автомобиль?
  • Что мне потребуется в дороге? Всё ли у меня с собой?
  • По какой дороге я поеду? Что это за дорога?
  • Кто ещё будет со мной и кто может оказаться рядом?

2. Определи возможные опасности и их последствия.

На этом шаге важно спрогнозировать любые опасности, которые могут возникнуть во время поездки.

Если речь про поездку, это могут быть:

  • Погодные условия (ливень, гололёд, порывистый ветер, туман и пр.), которые ухудшат видимость, приведут к заносам и т.п.
  • Состояние дорожного покрытия (ямы, грязь, песок), которое приведёт к проколу шины, повреждению подвески, заносам и пр.
  • Возникновение пробок, которые замедлят движение.
  • Поведение других участников ДД, которое может спровоцировать аварийную ситуацию.
  • Внезапные поломки автомобиля, которые вынудят сделать остановку.
  • И т.п.

3. Реши, как защититься от опасностей.

На этом шаге надо понять, что сделать, чтобы риск не случился (то есть потенциальные опасности не переросли в реальные).

Продолжая логику поездки на автомобиле, это будет:

  • Узнать прогноз погоды.
  • Проложить маршрут по хорошей дороге, узнать про дорожные работы, закрытия участков дороги и пр.
  • Выяснить плотность движения и посмотреть пробки.
  • Проверить техническое состояние автомобиля (в частности, работу противотуманных фар и пр.), залить технические жидкости и т.п.

4. Реши, что делать в экстренных случаях.

На этом шаге я уже думаю, а что я буду делать, если всё-таки реализуется какой-то риск. Например:

  • Если попаду в аварию - мне нужно будет выставить знак аварийной остановки, связаться с МЧС, возможно понадобится аптечка.
  • Если случится поломка - мне нужно будет вызвать эвакуатор и/или попросить кого-то взять меня на трос.
  • Если пробью колесо - потребуется запаска и домкрат.
  • Чтобы выйти из машины при плохой видимости, нужен будет жилет.
  • И т.п.

5. Прими решение, выполнять ли действие (работу).

Если после предыдущих четырёх шагов, я понимаю, что могу выполнить действие, то я приступаю к нему с соблюдением всех мер безопасности (то есть беру с собой трос, домкрат, аптечку и вот это вот всё).

Если же я понимаю, что действие выполнять слишком опасно (например, я неопытный водитель, на улице снег с дождём, а техническое состояние автомобиля оставляет желать лучшего), - я не выполняю его.

Конечно, большинство типичных действий в быту и на работе мы выполняем на автомате, не задумываясь об опасностях. И порой получаем очень серьёзные последствия.

Именно поэтому стоит хотя бы иногда делать остановку и проходить по пяти шагам. Как думаете?

Веду грузовик с соблюдением всех мер безопасности))
Веду грузовик с соблюдением всех мер безопасности))