Найти в Дзене

Медовый человек

Оглавление

Медовый человек, или сласть из мумии человека - легендарная медицинская субстанция, получаемая вымачиванием человеческого трупа в меду. Препарат упоминается только в китайских источниках, наиболее значимым из которых является "Бенкао Ганму", книга китайского фармаколога XVI века Ли Шиженя. Основываясь на данных, полученных из вторых рук, Ли сообщает о неких стариках в Аравии, которые, приближаясь к концу своей жизни, выказывали желание быть мумифицированными в меду для создания целебной сладости.

Процесс этот не был обыкновенным завещанием своего тела, требуя принесения себя в жертву; процесс муммификации, в идеале, должен был начинаться ещё при жизни. Донор тела должен был прекратить употреблять в пищу что-либо, кроме мёда, и даже принимать ванны из этого вещества. Вскоре его фекалии (и даже его пот, согласно легенда), становились состоящими из мёда. Когда же данная диета приводила к смерти, тело донора должно было быть помещено в каменный гроб, заполненный мёдом.

Примерно через столетие содержимое гроба должно было превратиться в нечто вроде сладости, предположительно способной исцелять переломы конечностей и другие травмы и заболевания. Сласть могла продаваться на базаре, как редкое лекарство за большие деньги.

Происхождение

Якобы имеющая аравийское происхождение, легенда о медовом человеке была записана в XVI веке фармакологом Ли Шиженем в его книге "Бенкао

Ганму". О ней говорится в последнем разделе книги (52, "Человек как лекарство"), в начале главы про мунаийи ("мумии"):

Ли Шэнчжэнь
Ли Шэнчжэнь

[МУНАИЙИ] СЛАСТЬ ИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МУМИИ.

Ли [Шижень]: Согласно [Тао Джученю] в его [Чуогенглу "Запись после возвращения с пахоты"], говорят, что в Аравии есть мужчины 70-80 лет, желающие пожертвовать собственным телом, чтобы спасти других. Субъект не ест еду, только принимает медовые ванны и вкушает мёд. Через месяц он начинает выделять только мёд (и урина, и фекалии представляют собой чистый мёд), и за этим следует смерть. Его друзья помещают его в каменный гроб, полный мёда, в котором он вымачивается. На гроб наносится дата, сообщающая месяц и год. Через сотню лет печати снимают. Получается сладость, используемая для лечения раненых и сломанных конечностей. Небольшое количество, принятое внутрь, немедленно излечит больного. Лекарство очень редко встречается в Аравии, где оно известно, как "медовый человек".

Господин [Тао] записал это, но Ли [Шижень], автор сего [Бенкао] не знает, правда ли это, так что пишет сие для проверки другими.

В своей книге "Жмурик: занимательные жизни человеческих трупов , писательница Мэри Роач отмечает, что Ли Шижень "ответственно указывает, что не знает наверняка, является ли история о медовом человеке правдой".

Этимология

Ли называет препарат "мирен" , что можно перевести, как "медовая личность" или "медовый человек". "Мизирен" ( "вымоченный в меду человек") - современный синоним. Место, откуда он происходит, названо "тьянфанггуо" ("страны священной площади [Кааба]"), старое китайское наименование Аравии и Ближнего Востока. Китайское "мунаийи" , как и "мумия" - заимствованные слова во многих языках мира, происходящие от арабского "мумийа", производного персидского корня "мум", означающего мёд.

Физические свойства мёда

Мёд используется в погребальных практиках многих других культур. Бирманские монахи имеют обычай сохранять тела своих настоятелей в гробах, полных мёда. Репутация мёда, как лекарственного средства, сохраняющегося со временем, уходит в глубину тысячелетий. Человечество использует мёд для лечения большого количества заболеваний, как средство местного назначения, как минимум, уже 2 700 лет; тем не менее, его антибактериальные и антисептические свойства были объяснены лишь недавно. Из-за своего уникального состава и сложного процесса переработки нектара пчёлами, что меняет его химические свойства, мёд пригоден для длительного хранения и может быть употреблён спустя очень долгое время. История знает примеры сохранения мёда длиной в десятилетия, столетия и даже тысячелетия.

Антибактериальные свойства мёда есть результат его низкой водной активности, что вызывает осмос, эффект гидрогена пероксида, и высокую кислотность. Сочетание высокой кислотности, гигроскопичности и антибактериального эффекта делает мёд правдоподобным средством мумификации человеческого тела, несмотря на отсутствие прямых тому свидетельств.

Схожие медицинские практики

И европейская, и китайская фармакопеи использовали препараты человеческого происхождения; примерами могут служить уринотерапия или использование грудного молока. В книге Роач говорится о медицинском использовании мумий, и продажа подделок "хорошо задокументирована" в европейских книгах по химии XVI - XVIII веков, "но нигде за пределами Аравии не было желающих пожертвовать своё тело".

Мумии были широко распространённым ингредиентом в Средние Века и до, по крайней мере, XVIII века, и применялись не только в медицине, но и в качестве удобрений или даже для производства краски. Использование трупов или частей человеческого дела в качестве медицинских средств известно очень давно - в Римской империи кровь погибшего гладиатора использовалась для лечения эпилепсии.

В своей книге, Бернард Ред предполагает наличие связи между европейскими средневековыми практиками и им подобными ближневосточными и китайскими:

>Нижеописанные теории, обосновывающие применение лекарств из человеческого тела, находят широкое распространение у арабов, как показано Авиценной, и в Китае, что засвидетельствовано [Бенкао]. Телесные жидкости, жизненный воздух, и бесчисленное количество других препаратов лучше были бы поняты нами, будучи тщательно исследованы Авиценной или европейцами, основывавшими свои трактаты на арабской медицине. Во многих случаях лекраства человеческого происхождения применялись и в цивилизованном мире: [Николас] Лемери рекомендовал женское молоко как средство от воспаления глаз, фекалиями лечили раны, человесеский череп, мозг, кровь, ногти и "все части человека" - всё использовала медицина Европы XVI века.

В популярной культуре

Медовый человек упоминается "Доме Дервиша" (2010) Яна Макдональда, научно-фантастическом посткиберпанковом романе. Один из главных персонажей книги ищет, где можно купить этот "артефакт".

Наука
7 млн интересуются