Найти в Дзене
Одобрим.ру

Семейный бюджет: с чего начать

Рассказываем, как сделать так, чтобы денег в вашей паре хватало. Всегда.

Выберите тип бюджета

Традиционно семейный бюджет делится на три типа: общий, раздельный и смешанный.

  • Общий бюджет означает, что все заработанные деньги - это ваш семейный бюджет. При таком виде бюджета неважно, кто из вас сколько зарабатывает или тратит. Эта модель уравнивает партнеров в правах: оба могут тратить общие деньги. С другой стороны, с такой моделью бюджета любые спонтанные покупки, особенно крупные, могут вызывать разногласия в паре. Придется договариваться и согласовывать любые траты, к тому же могут быть сложности с покупкой подарков друг для друга.

Кому подойдет: парам, которые давно живут вместе, тем, у кого недавно появились дети и семьям, в которых один партнер зарабатывает меньше другого или не работает вообще.

  • Раздельный бюджет означает, что в паре нет финансовых взаимоотношений - каждый сам за себя. Все расходы и доходы индивидуальны, партнеры не претендуют на деньги второго человека. Общие траты, если они есть, воспринимаются как подарок. Такой бюджет вряд ли подойдет парам, у которых значительная разница в доходах, к тому же могут возникнуть разногласия, касающиеся общих трат.

Кому подойдет: парам, которые не живут вместе или начали жить недавно и еще не наладили общий быт.

  • Смешанный бюджет всегда начинается с договоренности: какие деньги каждый партнер оставляет себе, а какие отправляются в общий бюджет. Оба партнера сохраняют свою финансовую независимость, а их общие траты прозрачны и предсказуемы. При таком распределении средств желательно раз в несколько месяцев проводить ревизию доходов и расходов, чтобы актуализировать данные.

Кому подойдет: парам, в которых работают оба партнера, и у которых есть совместный быт. Чаще всего один из партнеров берет на себя функции бухгалтера - оплачивает счета и планирует бюджет.

Посчитайте обязательные траты

После того, как у людей появляется семейный быт, их постоянные траты либо становятся больше, либо, напротив, уменьшаются. Например, каждый раньше снимал собственную квартиру, а теперь нужно снимать совместное жилье - это поможет сэкономить деньги. Неважно, какой тип совместного бюджета вы выбрали, посчитать общие обязательные траты необходимо в любом случае. Вот что это может быть:

  • Арендная плата
  • Платежи по ипотеке
  • Оплата детского сада или услуг няни
  • Платежи по кредитам
  • Оплата услуг ЖКХ, связи и интернета
  • Оплата учебы
  • Страховка
  • Подписные сервисы и приложения

Самый простой и удобный вариант - понаблюдать за постоянными расходами вашей пары в течение одного-двух месяцев и понять, какие суммы вы тратите регулярно. Они и станут основой вашего совместного бюджета. Учет расходов удобно вести в приложениии - о некоторых из них мы уже рассказывали раньше.

Совет: посчитайте, сколько денег тратит ваша пара на обязательные расходы в месяц, и умножьте на 6. Полученную сумму экономисты советуют накопить и положить на совместный счет - она станет вашей подушкой безопасности и поможет какое-то время не беспокоиться о расходах, если кто-то из вас внезапно останется без работы.

Определитесь с целями

Для молодой семьи это может быть покупка автомобиля или квартиры, ремонт, образование, бытовая техника или отпуск. Важно определить стоимость каждой цели, установить сроки достижения и сумму, которую ваша пара будет откладывать ежемесячно, чтобы достичь задуманного.

Ваши финансовые цели могут быть как общими, так и индивидуальными. В любом случае лучше будет обговорить их сразу, особенно если у вас смешанный или раздельный бюджет. Договоритесь, в каких пропорциях - равных или нет - вы будете вносить деньги в копилку для общих целей.

Заведите совместный счет

Для тех, кто привык держать свои финансы под контролем, это может быть логичным и выгодным решением. Совместный счет позволит вам быстрее копить на общие цели и упростит весь процесс ведения бюджета.

Желательно, чтобы вы оба обслуживались в том же банке, в котором находится ваш общий счет: тогда переводы на него будут бесплатными или с минимальной комиссией. О том, как свести к минимуму комиссию при переводах на карты любого банка, мы рассказывали здесь.

Совет: сформируйте автоплатеж, чтобы в определенный день, например, день начисления зарплаты, фиксированная сумма переходила с вашего личного счета на общий. Это позволит вам копить деньги без усилий и необходимости держать все в голове.

Для покупок, на которые не нужно копить долгое время, лучше завести целевой счет, а не вклад - проценты по нему обычно те же, что и по вкладам, но деньги с них можно снять беспрепятственно, без каких-либо санкций со стороны банка или потери процентов.

Кроме того, общий счет может быть не только копилкой, но и ресурсом для оплаты ваших регулярных расходов - услуг ЖКХ, взносов по ипотеке и прочего. Договоритесь, сколько денег вносит на такой счет каждый из вас и кто занимается оплатой счетов.

Самый удобный вариант - подключить к общему счету автоплатежи, чтобы оплата постоянных расходов происходила автоматически.

Обсудите форс-мажорные ситуации

  • Решите, какую сумму каждый из вас может тратить, не согласовывая это с партнером. Одна спонтанная покупка может стать серьезным ударом по бюджету и подорвать доверие в паре - лучше договориться заранее, чтобы избежать разочарований.
  • Обговорите страховые риски. Если у вас есть совместное имущество, будет лучше, если вы его застрахуете, а если у вас дети, имеет смысл воспользоваться накопительным страхованием жизни. Даже если с вами что-то произойдет, вы будете уверены, что семья не осталась без средств к существованию.
  • Считайте ваши общие деньги. Договоритесь, в какой из дней каждого месяца вы будете обсуждать общие финансы, доходы и расходы, корректировать планы и ставить новые цели. Эти встречи станут гарантией вашей финансовой безопасности и позволят вашей паре чувствовать себя уверенней и защищенней.

Читать больше: Как молодой семье взять ипотеку в 2020 году

Подписывайтесь на наш канал в Телеграме! Публикуем там информацию о выгодных акциях и рассказываем о новых предложениях от банков и МФО.

Содействие в подборе финансовых услуг/организаций.