Найти тему
ScienceMe

"Женское тело — это не кусок мяса в процессе гниения": как отзывались об импрессионистах их современники

Сегодня сложно представить, что картины импрессионистов были революционными для своего времени и вызывали, мягко говоря, неоднозначную реакцию у современников. Делимся подборкой цитат самых яростных критиков.

Пьер Огюст Ренуар. Обнажённая. 1876. Холст, масло. Пушкинский музей, Москва
Пьер Огюст Ренуар. Обнажённая. 1876. Холст, масло. Пушкинский музей, Москва

«Заставьте понять господина Писсарро, что деревья не фиолетовые, что небо не цвета свежего масла, что ни в одной стране мы не найдем того, что он пишет и что не существует разума, способного воспринять подобные заблуждения… В самом деле, попытайтесь вразумить господина Дега, скажите ему, что искусство обладает определенными качествами, которые называются — рисунок, цвет, выполнение, контроль, и он рассмеется вам в лицо и будет считать вас реакционером. Или попытайтесь объяснить господину Ренуару, что женское тело — это не кусок мяса в процессе гниения с зелеными и фиолетовыми пятнами, которые обозначают окончательное разложение трупа!..»

Альбер Вольф, критик «Figaro»

Поль Сезанн. Современная Олимпия. 1870. Масло, холст. Частная коллекция
Поль Сезанн. Современная Олимпия. 1870. Масло, холст. Частная коллекция

«Осенний салон, должно быть, опалил тебе глазные яблоки. И пусть Сезанн — великий живописец, но исключительно как живописец, который схватывает и отражает действительность. А действительность у него всегда ужасающе уродлива (вообрази: просыпаешься среди ночи, а у тебя под боком одна из этих его женщин!)».

Джеймс Г. Ханекер, искусствовед

«Безумие их неопасно: они просто макают кисти в самые кричащие и не совместимые друг с другом краски и водят, как бог на душу положит, ими по белому холсту, чтобы затем, не считаясь с затратами, заключить готовый труд в великолепную раму.

Берталль, «Le Soir»

Клод Моне. Мост Ватерлоо. 1903. Масло, холст. Художественный музей, Берн
Клод Моне. Мост Ватерлоо. 1903. Масло, холст. Художественный музей, Берн

«Ну что же, достаточно сказать, что большинство этих художников страдает навязчивой идеей верности одному какому-нибудь цвету. Один видит всю природу в бледно-голубом цвете и превращает реку в лохань с мыльной водой; другой помешался на фиолетовом: земля, небо, вода, люди — что бы он ни писал, все у него отдает сиренью или баклажаном; наконец, третьи, коих большинство, словно вознамерились подтвердить идеи, высказанные доктором Шарко по поводу нарушений в восприятии цвета, которые он отмечал у многих пациентов-истериков в клинике «Саль-петриер“, а также у многочисленных больных с расстройством нервной системы».

Жорис-Карл Гюисманс, писатель

Берта Моризо. Эжен Мане с дочерью в Буживале. 1881. Масло, холст. Музей Мармоттан-Моне, Париж
Берта Моризо. Эжен Мане с дочерью в Буживале. 1881. Масло, холст. Музей Мармоттан-Моне, Париж

«Вечно одно и тоже - быстрые наброски изысканные по тону, даже очаровательные! Но никакой уверенности, ни одной цельной, законченной работы! Она (Берта Моризо) постоянно подает одни и те же рыхлые, пахнущие ванилью снежные пуддинги».

Жорис-Карл Гюисманс, писатель

«Среди вещей, которые должны особенно приятно затронуть зрителя, я должен прежде всего назвать портреты и изображения обнаженных фигур мсье Ренуара. Его господин с зелеными и небесно-голубыми волосами заворожил меня. Его пятнистая, как ягуар, мужская фигура погрузила меня в мечтательный бред, граничащий с экстазом, который возрос еще больше при виде лилового, розового и лазурно-голубого пейзажа мсье Клода Моне».

Луи Леруа «Le Charivari»

Чтобы не пропустить следующие публикации, подписывайтесь на канал ScienceMe.