Сегодня сложно представить, что картины импрессионистов были революционными для своего времени и вызывали, мягко говоря, неоднозначную реакцию у современников. Делимся подборкой цитат самых яростных критиков.
«Заставьте понять господина Писсарро, что деревья не фиолетовые, что небо не цвета свежего масла, что ни в одной стране мы не найдем того, что он пишет и что не существует разума, способного воспринять подобные заблуждения… В самом деле, попытайтесь вразумить господина Дега, скажите ему, что искусство обладает определенными качествами, которые называются — рисунок, цвет, выполнение, контроль, и он рассмеется вам в лицо и будет считать вас реакционером. Или попытайтесь объяснить господину Ренуару, что женское тело — это не кусок мяса в процессе гниения с зелеными и фиолетовыми пятнами, которые обозначают окончательное разложение трупа!..»
Альбер Вольф, критик «Figaro»
«Осенний салон, должно быть, опалил тебе глазные яблоки. И пусть Сезанн — великий живописец, но исключительно как живописец, который схватывает и отражает действительность. А действительность у него всегда ужасающе уродлива (вообрази: просыпаешься среди ночи, а у тебя под боком одна из этих его женщин!)».
Джеймс Г. Ханекер, искусствовед
«Безумие их неопасно: они просто макают кисти в самые кричащие и не совместимые друг с другом краски и водят, как бог на душу положит, ими по белому холсту, чтобы затем, не считаясь с затратами, заключить готовый труд в великолепную раму.
Берталль, «Le Soir»
«Ну что же, достаточно сказать, что большинство этих художников страдает навязчивой идеей верности одному какому-нибудь цвету. Один видит всю природу в бледно-голубом цвете и превращает реку в лохань с мыльной водой; другой помешался на фиолетовом: земля, небо, вода, люди — что бы он ни писал, все у него отдает сиренью или баклажаном; наконец, третьи, коих большинство, словно вознамерились подтвердить идеи, высказанные доктором Шарко по поводу нарушений в восприятии цвета, которые он отмечал у многих пациентов-истериков в клинике «Саль-петриер“, а также у многочисленных больных с расстройством нервной системы».
Жорис-Карл Гюисманс, писатель
«Вечно одно и тоже - быстрые наброски изысканные по тону, даже очаровательные! Но никакой уверенности, ни одной цельной, законченной работы! Она (Берта Моризо) постоянно подает одни и те же рыхлые, пахнущие ванилью снежные пуддинги».
Жорис-Карл Гюисманс, писатель
«Среди вещей, которые должны особенно приятно затронуть зрителя, я должен прежде всего назвать портреты и изображения обнаженных фигур мсье Ренуара. Его господин с зелеными и небесно-голубыми волосами заворожил меня. Его пятнистая, как ягуар, мужская фигура погрузила меня в мечтательный бред, граничащий с экстазом, который возрос еще больше при виде лилового, розового и лазурно-голубого пейзажа мсье Клода Моне».
Луи Леруа «Le Charivari»
Чтобы не пропустить следующие публикации, подписывайтесь на канал ScienceMe.