Найти тему
Закрытая книга

Пять гениальных маркетинговых ходов из книг, которые перешли в реальность

Оглавление

Вы наверняка знаете, что в мире осталось мало новых идей. Но знаете ли вы, что существенная часть этих идей пришла из... Книг?
Знали ли вы, что практически весь маркетинг «Николы» одно время был «позаимствован» из «Generation П» Пелевина? А откуда мошенники взяли идею современных финансовых пирамид?

Это и многое другое — в статье ниже. С картинками!

И снова отдельное спасибо за иллюстрации Ане, а также всему коллективу их «художки». Для вас — задания и отбраковка, для меня — золото!
И снова отдельное спасибо за иллюстрации Ане, а также всему коллективу их «художки». Для вас — задания и отбраковка, для меня — золото!
Небольшой лайфхак: простейший способ «сохранить» статью, если у вас остановка на метро — сделать репост в любой соцсети на свою страницу. Так вы её точно не «потеряете» на пути до дома.
То же самое работает и если вы хотите с кем-то поделиться: так быстрее!

1. «Надувание показателей» как мы его знаем: Н. Гоголь, «мёртвые души»

Сейчас этот приём практикуется практически повсеместно: у компании есть некие ключевые показатели, от которых зависит (не)довольство инвесторов, кредитная ставка или даже курс акций.

Что делать? Правильно, завысить эти показатели так, чтобы компания выглядела успешно-развивающейся, ну а там, если повезёт — глядишь и станет таковой на деле.

Именно эту схему впервые придумал Гоголь в титульном романе: до него такая направленность и такой размах махинаций не встречались ни у нас, ни «у них».

Да, «прототипом» для Гоголя послужил мелкопомещицкий элемент Харлампий Пивинский, прикупивший «за бутылку» тридцать душ, не хватавших для открытия винокурни*, но это, извините, мелкие приписки, в то время как с таким размахом идею предложил именно Гоголь.
Неудивительно, что вскоре после выхода романа на полки таких вот «Чичиковых» развелось столько, что государству пришлось
незамедлительно принимать меры, но главное — он продвинул «в массы» саму идею того, что показатели «мёртвыми душами» можно завышать нагло и масштабно.

В наше время суть изменилась не сильно, разве что вместо «мёртвых душ» могут быть «мёртвые складские запасы», никогда не видевшие склада, «мёртвые посетители», наглядно показывающие рост чего угодно (на взгляд аудитора) и так далее по списку.

*Согласно законам того времени для открытия винокурни помещиком требовалось наличие у него «в активе» не менее 50 ревизских душ

2. Продакт-плейсмент в отечественной литературе: С. Лукьяненко, «Чистовик»

«Оболонь», «Оболонь», «Оболонь»...
«Оболонь», «Оболонь», «Оболонь»...

Позвольте начать с цитаты: она довольно-таки компактная и раскрывает суть.

Я протянул ему бутылку «Оболони». Не выдержал и спросил:

– Слушай, что ты все время берешь это пиво?
– Мне у них рекламная стратегия нравится, – усмехнулся Котя. – Представляешь, они писателям-фантастам предлагают упоминать в книжках пиво «Оболонь».
– И что?
– Ну, если в книжке десять раз будет упомянуто слово «Оболонь», то автору выплачивают премию. Прикинь?
– Так просто? – восхитился я. – «Оболонь», «Оболонь», «Оболонь» – и все?
– Десять раз подряд «Оболонь», – подчеркнул Котя. – Не меньше.
– А что такое вообще «Оболонь»? – спросил я.
– Болотистый берег реки.
– Серьезно? То есть «Оболонь» – это пиво из болотной воды?
– Но ведь вкусно же!

Звучит смешно, да и задумывалось как шутка юмора над повальным тогда продакт-плейсментом в отечественном кино, где действительно по десять раз за фильм светилось «днескафе»...

Но шутку не поняли, и принялись бурно «внедрять в реальность»: и писатели поняли, что на этом можно заработать, и производители решили, что при сравнительно недорогих инвестициях выхлоп колоссален.

3. Финансовая пирамида в современном виде: Н. Носов, «Незнайка на Луне»

Налетай, торопись, вот он — путь к вершине!
Налетай, торопись, вот он — путь к вершине!

Есть мнение, что по этой книге создавалась Россия девяностых. Есть мнение, что по ней вообще скроено известное нам общество, но сейчас — не об этом.
И даже
не об МММ, которую чаще всего имеют в виду, проводя параллели между романом и реальностью, всё же МММ — это скорее эволюция классических пирамид как незамаскированных «касс взаимопомощи».

Я говорю именно о концепте «легендирования пирамиды».
Именно Носов в своём романе придумал, что пирамиду можно замаскировать под нечто из сферы «реального бизнеса», но заметили это только в середине «десятых», следствием чего стал, не побоюсь этого слова, ренессанс финансовых пирамид, их новый бум.

Теперь они прикрываются торговлей, инвестициями, криптовалютой, недвижимостью... Продолжать можно до бесконечности, как можно до бесконечности продолжать список подобных, гхм, компаний: Кэшбери, FTC, «Авалон», «ТИК»...

4. Формирование «брендовой идеи» напитка как противопоставления его «кока/пепси-коле»: В. Пелевин, «Generation П»

И снова позволю себе цитату

Рассмотрим классический позиционный слоган "Sprite - the Uncola". Его использование в России представляется крайне целесообразным, но по несколько иным причинам, чем в Америке. Термин "Uncola" (то есть не-кола) крайне успешно позиционирует "Спрайт" против "Пепси-колы" и "Кока-колы", создавая особую нишу для этого продукта в сознании западного потребителя. Но, как известно, в странах Восточной Европы "Кока-кола" является скорее идеологическим фетишем, чем прохладительным напитком.
Если, например, напитки "Херши" обладают устойчивым "вкусом победы", то "Кока-кола" обладает "вкусом свободы", как это было заявлено в семидесятые и восьмидесятые годы целым рядом восточноевропейских перебежчиков.
Поэтому для отечественного потребителя термин "Uncola" имеет широкие антидемократические и антилиберальные коннотации, что делает его крайне привлекательным и многообещающим в условиях военной диктатуры.
В переводе на русский "Uncola" будет "Некола". По своему звучанию(похоже на имя "Никола") и вызываемым ассоциациям это слово отлично вписывается в эстетику вероятного будущего. Возможные варианты слоганов:
СПРАЙТ. НЕ-КОЛА ДЛЯ НИКОЛЫ
(Имеет смысл подумать о введении в сознание потребителя "Николы Спрайтова" - персонажа наподобие Рональда Макдональда, только глубоко национального по духу.)

ПУСТЬ НЕТУ НИ КОЛА И НИ ДВОРА.
(Второй слоган нацелен на маргинальные группы.)

Кроме того, необходимо подумать об изменении оформления продукта, продаваемого на российском рынке. Здесь тоже необходимо ввести элементы ложнославянского стиля. Идеальным символом представляется березка. Было бы целесообразно поменять окраску банки с зеленой на белую в черных полосках наподобие ствола березы.

Идея была представлена очевидно с целью «а почему бы и не да» (Пелевин же), но как и в других таких случаях маркетологи ухватились за это как за спасительную соломинку свежей идеи. Вот только зачем нужен спрайт? У нас ведь есть замечательный напиток квас, русский дух(с) так и хлещет!

И вот встретились маркетологи с владельцем свечного заводика, и именно после этого романа родился такой ныне известный бренд как «Никола». Для развеяния последних сомнений выше приложен тридцатисекундный рекламный ролик «Николы» тех лет: сравните логику этой рекламы с цитатой и убедитесь сами.

5. «Национальные особенности стартапа»: А. Орлов, «Антираспад»

«Антираспад» во всей своей красе. Добро пожаловать в мир светлого будущего!
«Антираспад» во всей своей красе. Добро пожаловать в мир светлого будущего!

Как работает стартап в, скажем, Америке?

У меня есть идея! Я соберу команду, возьму кредит, создам прототип и привлеку инвесторов, которые заинтересуются молодым проектом и дадут денег на его продолжение!

А в России... А наши национальные особенности пошли как раз из идеи, высказанной в завязке «антираспада». Кстати, всё это слегка пересекается с теми самыми «мёртвыми душами», но в рамках дальнейшей эволюции уже и душ-то нет.

— Аманда, вы же не в первый раз на грани банкротства, — рассудительно напомнил Олег. — Что вы раньше делали в таких случаях?
— Находила кредит… — Голос директора прозвучал жалобно. — Выплачивала налоги, зарплату и долги по старым кредитам… Больше это не сработает — нам никто ничего не даст.
***
Хлопнула входная дверь, через несколько секунд в офис ворвалась Аманда. Ее глаза азартно блестели.
— Ребятки, на соседней улице канаву закопали! — объявила она.
— Но это еще не главная хорошая новость!
— А какая главная?
— Я перерегистрировала «Антираспад» в охранно-сыскное агентств

— Что?.. — потрясенно прошептал Норберт.

— Мы теперь профессиональные сыщики и телохранители! — Аманда с торжеством смотрела на своих подчиненных.
— У нас тридцатипроцентная льгота по налогообложению, мы имеем право носить лицензионное оружие — огнестрельное и лучевое третьей категории, владеть легкобронированным космическим истребителем с одной плазменной или двумя лучевыми пушками и заниматься коммерцией в качестве побочной деятельности!.. В два счета распродадим все рыбьи хвосты!
Норберт оперся локтями о стол и сжал ладонями виски. Олег сидел неподвижно, хлопая глазами, на его полном круглом лице застыло оторопелое выражение.
— Нам дадут кредит! — с воодушевлением продолжила Аманда. — Я все рассчитала!

— Аманда, только один вопрос: что мы будем делать, если кто-нибудь потребует от нас охранно-сыскных услуг? — тихо спросил Норберт. — Я это учла, — снисходительно улыбнулась директор. — К нам никто не придет, потому что все нас знают. Мы возьмем кредит на закупку легкобронированного космического истребителя, приобретем на эти деньги изделия народных промыслов и продадим их инопланетным туристам — за пять минут все уйдет со свистом! Не беспокойтесь ни о чем, ребятки!

Таким образом можно создавать «стартап» практически на любую тему, особенно — если эта тема считается настолько бурно растущей, что деньги готовы давать «не глядя». Таким образом схему современного «стартапа по-Антираспаду» можно сформулировать следующим, кардинально отличающимся от «буржуйского» способом:

1) Ищем «хорошую» специализацию бизнеса, в которой сейчас «крутятся» деньги
2) Берём «стартовый» кредит
3) На эти деньги «подмарафечиваемся»,
мимикрируя под настоящие стартапы
4) Ищем инвесторов и привлекаем деньги
5) А там видно будет

И стоит отметить, что именно Орлов придумал эту идею задолго до появления самого слова «стартап», а как по мере выздоровления экономики такого рода фортеля стали возможными — про «антираспад» сразу все вспомнили...

Тем более, что инвесторы всё равно ожидают, что 95% стартапов «схлопнутся» в течение года, так что помним: казаться, а не быть с минимумом расходов, разницу «в кассу».

Таки всё, да.

***

Вы меня таки очень сильно поддержите, поставив лайк и подписавшись на «Закрытую Книгу». А чтобы принять решение, нужно оно вам или нет — можете посмотреть эти статьи

—>Как цикл «Ещё не поздно» Павла Дмитриева перевернул моё представление о «попаданческих» романах
—>
10 причин перечитать НФ советской эпохи.
—>
Придумываем «гениальное» название для новой книги. Вредные советы

Если же вам есть что сказать или предложить идею — смелее в комментарии, особенно с последним: я пребываю в перманентном творческом кризисе.