О профессиональных качествах, молоденьких актрисах и самореализации.
"В 30 лет режиссёр театра считается почти младенцем!" - сказал мне как-то супруг. Я удивилась: это что же, будешь работать, ставить спектакли, руководить актёрскими курсами в каком-нибудь ВУЗе, выигрывать премии, а уважать тебя станут только годам к 60-70! Разве это справедливо???
Оказалось, в театральной среде лишь возрастом и количеством постановок впечатление ни на кого не произведёшь. Такие качества как готовность брать ответственность за коллектив и за проект, с которым работаешь, внимательность к мелочам, умение говорить "Нет", даже если горько и больно, режиссёр воспитывает в себе благодаря опыту. А для получения опыта нужно время.
Большую роль в таком "позднем взрослении" людей этой профессии играет и получение образования. Обычно режиссёрами становятся артисты с большим багажом прожитых спектаклей за спиной. Они понимают, что больше не хотят "играть по чужим правилам", желают показать зрителю своё видение окружающего мира и событий, которые в нём происходят. Собственный стиль складывается у них из множества увиденного, услышанного и прочувствованного материала, который даёт человеку жизнь.
Неудивительно, что режиссёр привлекает к себе внимание юных актрис, с которыми работает. Мне, например, всегда нравились мужчины постарше. Со сверстником было здорово кататься на мотоцикле, посещать рок-концерты и целоваться на набережной. Но поговорить о чём-то интересном или серьёзном не получалось — не интересовали молодых парней долгосрочные инвестиции, семейный бюджет или культурные проекты областного уровня.
Кроме профессиональной привлекательности, зрелый мужчина-режиссёр обладает и другими ценными качествами:
- он знает, чего хочет достичь, и целенаправленно решает встречающиеся на пути задачи;
- его опыт в самых разных сферах жизни позволяет избежать глупых обид, ссор и непонимания в семье;
- после первых восторгов любви с ним можно спокойно обсудить совместное семейное будущее, количество детей и что важно сделать для их благополучия;
- искреннее увлечение мужчины своим делом вызывает уважение, а его умение рассказать что-нибудь умно и с юмором — восхищение и желание чаще находиться рядом с ним.
Если режиссёр находит свою музу, которая талантлива и выступает в главных ролях его постановок, роман, а то и брак между ними почти неизбежен.
Конечно, есть в творческой паре "молодая актриса-возрастной супруг" и свои подводные камни.
Во-первых, более старший партнёр начнёт подстраивать молодую жену под себя, ссылаясь на её неопытность и недостаточное знание себя и жизни.
Во-вторых, «он уже успокоился, а ей ещё хочется и мир посмотреть, и себя показать».
Ну и в-третьих, о весёлой и свободной богемной жизни, с праздниками далеко за полночь и мимолётными увлечениями юному дарованию, скорее всего, придётся забыть.
С чисто психологической точки зрения девушек привлекает в возрастных мужчинах не только спокойствие, которое от них исходит, но и желание получить то, что недодали в детстве родители, особенно папа.
Поэтому случается, что в первые месяцы замужества молоденькие музы ведут себя как маленькие девочки, которые хотят красивое платье, шоколадку и кататься, а проблемы оставляют мужу. Как результат, супруг начинает многое решать самостоятельно, ставя жену перед фактом: там-то она будет работать, на то-то тратить деньги и т. п.
Ещё одна проблема, которая встаёт перед парами, где мужчина посвящает себя режиссёрской профессии - ревность. Количество знакомых женщин, с которыми партнёр разговаривает часто, подолгу и ласково, просто зашкаливает (знаю по себе). С этим жене творческого человека нужно смириться, ведь коммуникабельность, умение создавать и поддерживать связи - одна из составляющих успеха в мире искусства.
Коллеги по сцене, ученицы, журналистки, критики, авторы пьес, художницы, костюмеры и мастерицы грима... видеть любимого в постоянном "цветнике" тяжеловато, но ничего не поделаешь. А если учесть, что и чисто мужские театральные профессии в наше время девушки осваивают (например, звукооператор, монтажёр или помощник режиссёра), то в храме искусства ваш благоверный рискует оказаться вообще единственным представителем сильного пола. За исключением, пожалуй, только рабочих сцены, чья специальность просто физически тяжела для женщин, да и не слишком интересна, хотя и очень важна.
Талант, неиссякаемая энергия и постоянное самосовершенствование - ещё три составляющих режиссёрской профессии. Чтобы освоить эту специальность, человеку нужно жить театром 24 часа в сутки, без выходных и праздников. Зато он сможет покорять человеческие сердца и на краткое время делать зрителя, пришедшего в зал, лучше, чище душой и добрее.