Покупательский спрос – потребность человека в товаре, обеспеченная деньгами.
Классификация видов покупательского спроса
По частоте спроса:
- Повседневный спрос – спрос на товары, которые потребляются ежедневно
- Периодический спрос – спрос на товары, которые приобретаются через полгода/год
- Редкий спрос – спрос на товары, которые приобретаются очень редко
По характеру спроса:
- Твердо-сформулированный спрос - товары, спрос на которых нельзя изменить
- Альтернативный спрос - товары, которые приобретаются при выборе
- Импульсный спрос – товары, спрос на которых возникает под действием рекламы
- Сезонный спрос – спрос на товары, который возникает в определенный сезон
По степени удовлетворенности:
- Удовлетворенный спрос – спрос, который был удовлетворен в результате покупки товара
- Неудовлетворенный спрос – спрос, который не был удовлетворен из-за отсутствия товара
- Формирующийся спрос – спрос на новые товары
Методы изучения покупательского спроса
- С помощью кассовых терминалов – при продаже сканером считывают штрих-код с товаров. Эта информация передается в компьютер, где можно узнать, сколько товаров продано, сколько нужно закупить и сколько осталось
- Метод ежедневной регистрации продаж– используется на товары, которые имеют одинаковый штрих-код, но разный цвет или размер
- Балансовый метод - используется, когда в магазине нет кассовых терминалов. Реализация рассчитывается по формуле:
Р=Остаток на начала периода+приход-выбытие