Впечатление после прочтения.
Мое знакомство с этим романом было в несколько этапов. Сначала это, конечно, был сериал. Который я в свои 15, 16,17 лет засмотрела до дыр. Подалась потом читать книгу, но она не зашла. Язык показался слишком тяжеловесным, слишком много лирических отступлений и побочных линий.
Лет в 30 я эту книгу все-таки прочла. И пришла в восторг. То что в подростковые годы оттолкнуло меня, в старшем возрасте,напротив, очень зацепило. Язык, стиль повествования, описание пейзажей, психологизм, который достигался за счет описания внутреннего мира героев... Все это заворожило и доставило эстетическое удовольствие при прочтении. Книга достаточно глубокая и я рада, что она (как и, впрочем, "Унесенные ветром") намного шире, глубже банальной лавстори, которую показали на телеэкранах.
Книга открывается с легенды о птичке бросающейся на тернии, при этом поющей лучшую песню в своей жизни. Потом начинается само повествование о многодетной семье Клири. Слезы и смех, горе и счастливые моменты жизни героев - все это неторопливо проносится перед читателем. Все герои очень разные, но объединяет их то, что они сильные, цельные личности. А еще здесь есть что-то от античной трагедии, где персонажи изо всех сил борются со своей судьбой, но проигрывают.
Мэгги Клири для меня главная героиня, так как роман начинается именно с нее. Хорошенькая девочка с задатками сильного и гордого характера. Время меняет ее, уходит ее наивность, но она не гнется перед бедами, всегда остается верной себе и своим идеалам.
В ее истории любви, ее зарождению, полностью отражено мое отношение к этому чувству: любовь - это стечение обстоятельств. Просто двое оказываются в нужном месте в нужное время. Вот и Ральф де Брикассар, проявив доброту и сострадание к одинокой маленькой девочке, оказался втянутым (против воли) во все последующие амурные события. Мэгги увидела молодого красивого священника в героическом ореоле, поэтому в подростковом возрасте он стал героем ее грез. А потом неудачный брак с ОНилом лишь уверил ее в том, что Ральф единственный мужчина для нее и дальше она жила уже одна. Интересно, если бы Люк был хорошим заботливым мужем, сохранилась ли ее любовь к Ральфу?
Ральф был главнейшей ее иллюзией - тем шипом терновника, на который Мэгги бросилась грудью и спела свою лучшую песнь - песнь верной безусловной любви.
Фиона Клири - еще один сильный цельных характер. Мать большого семейства. Она пережила множество невзгод, и все это сделало ее замкнутой и малообщительной. Она никогда не жаловалась, не сетовала на судьбу, но у нее был свой шип терновника. Воспоминания о первой любви, которые, к сожалению, не дали ей во время разглядеть свое истинное счастья.
Педди Клири - очень симпатичный, и также безупречно проработанный, характер. Он настоящий семьянин. Верный, честный, преданно любящий свою жену, несмотря на безответность чувства. В отличие от Фиа, он очень простой, естественный. Педди не честолюбив и главная забота его жизни - это благополучие его семьи. Даже умирая в страшной муке он думал о своей жене.
Френк Клири - страшная судьба: честолюбивые метания юности, зрелость полная страданий и блеклая старость.
Ральф де Брикоссар. Неоднозначный персонаж. Священник, борющийся со своим мужским. человеческим началом. Пытается быть безупречным, но... Ему не столько важен сан, сколько продвижение по карьерной лестнице. И ради карьеры он готов отказаться от любви, этого своего почти единственного настоящего искушения поддаться соблазну и избрать простое человеческое счастье.
Джастина ОНил - еще один любимый мною персонаж. Яркая, независимая, хотя и страдающая синдромом недолюбленной дочери. Как она боялась отдаться своим чувствам к Леону из-за опасения, что узнай он ее настоящую - бросит. И единственная из Клири, кто в конце концов обрел настоящее счастье, расставшись со своим панцирем.
Большое место в романе занимают описание пейзажей. Здесь природа будто сама отдельный персонаж, живущий своей собственной жизнью. Не зря ей уделяется много внимания в частях посвященных старшему и среднему поколению семейства Клири. Эти люди по своей сути природные, они очень зависят от ее капризов (вспомним, как страшна гроза), но они и ее продолжение, они с ней "на ты", они с ней единое целое. Поэтому описания природы нет в повествовании о Джастине. Ведь она по собственной воле оторвана от природы, ее место в городе. Она человек логики, разума, для нее ценности иные.
Еще на один момент я обратила внимание : вопросы секса практически не занимают мужчин рода Клири. И поэтому род обречен на вымирание, и вместе с ним вымирает и природное начало, не зря последнее поколение Клири уезжает в город.
Понравилось мне и описание чувств героев, их мысли. Страницы острова Мэтлок, когда Мэгги и Ральф наконец воссоединяются - это не проза.Это поэзия в прозе. Даже самые сокровенные моменты здесь наполнены глубоким психологизмом, а не грубой физиологией.
И последнее. Долго я думала: что же это за шип терновника? Мне, кажется, - это человеческие иллюзии. Они увлекают в сверкающий фантомный мир, который не дает жить здесь и сейчас, просто радоваться настоящему. И мечта об идеальном счастье лишает реального осязаемого счастья. У Ральфа - это карьера, у Люка - это деньги и мечта скопить на ферму и т. д. Даже близнецы Клири из-за иллюзии отправляются на войну, но вскоре иллюзия развеивается и предстает реальность - этого ли они хотели?