Современный мир искусства можно сравнить с морем, в котором артисты дрейфуют на волнах рыночных отношений и стараются причалить к берегу популярности, известности, высокого спроса и найти собственную нишу. Но создать что-то уникальное и гениальное одновременно очень сложно, поэтому и находит отражение в сегодняшнем искусстве такое явление, как трансформация художественных практик.
Искусство начиналось с превращения стены пещеры в воображаемый мир людей и животных. И искусство продолжает превращать материалы в новые объекты, новые образы, которые, в свою очередь, могут вызвать трансформацию у своих зрителей.
Одни виды искусства отходят на задний план, оставаясь духовной пищей для единиц эстетов, почитателей классики, другие становятся массовыми, привлекающими многомиллионную аудиторию. Поэтому нередки случаи, когда образцы искусства минувших эпох, трансформируясь, оживают в новых формах, обретая подчас удивительные черты, оригинальные линии, являясь наследием прошлого и зеркалом XXI века.
Директор Northern Lights Стив Дитц, автор многочисленных работ по искусствоведению многократно выступал с докладами о необходимости транформации художественных практик, как единственном способе возрождения отдельных видов искусства и гениальных образцов. Ольга Давыдова, кандидат культурологии, преподаватель и автор программы «Кино и видео» в книге «Модерн» говорит о том, что «поиск оригинальных методов передачи информации в искусстве, поиск новых форм передачи зрительных образцов делает искусство более насыщенным, разносторонним, а, значит и более интересным для общества».
Дж. Мк.Анэли в книге «Трансформация искусства» утверждает: «цель современных деятелей искусства заключается в поиске новых форм, методов и сюжетов, которые смогут возродить бесценные творения художников минувших столетий. Мы должны возродить золотой фонд и донести до нового поколения. Пусть это произойдет в иной форме, но, обязательно, с сохранением заложенных в них истин, мировосприятия, взглядов на жизнь».
Так, наследие мастеров кисти эпохи Ренессанса сменили творения кинематографистов. Именно трансформация образцов живописи в кино можно назвать наиболее частой практикой пересечения художественных взглядов. Стоит отметить, что в наше время именно метод трансформации живописи в кино делает ее бессмертной для молодого поколения, далекого от углубленного изучения образцов золотого фонда и более настроенного на продукты медиа.
Но вместе с положительным веянием явления трансформации художественных практик возникает проблема возникновения некачественных образцов, которые порочат изначальное творение искусства. Заполонившие мировой кинематограф низкосортные картины, взявшие за основу образцы золотого фонда, создают искаженное представление у аудитории об истоках создания произведения, что становится проблемой мира искусства, нуждающейся в решении.
Целью нашей работы является изучение наиболее известных, достойных внимания широкой аудитории и несущих в себе художественный посыл, сопряженный с заложенным смыслом в картину-образец художников, фильмов. В работе мы использовали метод изучения теоретических источников, метод анализа.
Сюрреализм в работах Люиса Бунюэля
Основатель сюрреализма в кинематографе, один из самых оригинальных режиссеров с нестандартным творческим мышлением, Люис Бунюэль достиг апогея своего успеха при совместной работе с таким же необыкновенным художником ХХ века, Сальвадором Дали. Познакомившись однажды при случайных обстоятельствах они пришли к мысли, что их сходное мышление может дать толчок к созданию самых сумасшедших, ярких, захватывающих работ, которые когда-либо были представлены широкой публике. Так, Сальвадор Дали стал вдохновителем и главным сценаристом, а Бунюэль режиссером ряда картин авангардного кино, которые с одной стороны собрали массу критики, а с другой, вошли в историю современного кино и получили многочисленные награды. Стоит отметить, что совместная работа двух людей с экстраординарным мышлением принесла им многомиллионную прибыль.
Сотрудничество началось с короткометражки «Андалузский пес». Задумка ленты возникла в январе 1929 года, съемки фильма проходили в Париже в течение первых двух недель апреля того же года.
По словам Дали, эта короткометражка была продуктом братского сотрудничества и совершенного взаимопонимания между ним и Бунюэлем. По словам Бунюэля, короткометражный фильм - это встреча двух снов: Дали-рука, покрытая муравьями, и его собственный - нож, разрезающий глаз. Сценарий был написан менее чем за неделю, следуя простому правилу, принятому по обоюдному согласию: не включать в себя какой-либо образ или идею, для которых зритель мог бы придумать рациональное, психологическое или культурное объяснение. Разумеется, за основу фильма была взята одна из картин Дали «Глаз Ангелуса».
В результате получается последовательность последовательностей снов, представленных от первого лица, нарушающих общепринятые схемы повествования. Каждая из этих последовательностей использует нелинейный подход ко времени, так что зритель не может понять сюжет в терминах установленных принципов причины и следствия. Знаменитая сцена, в которой молодой человек медленно режет женщине глаз безопасной бритвой, в то время как тонкое облачко проходит перед диском полной Луны, может быть истолкована как приглашение взглянуть на кино по-новому, хоть сама интерпретация этой мысли способна вызвать ужас у неподготовленного зрителя.
Следующей работой, принесшей оглушительный успех этому эстраординарному дуэту, стала картина «Золотой век».
Фильм «Золотой век» представляет собой ключевой момент в сюрреалистическом кинопроизводстве и в истории экспериментального кино. Это нестандартное кино положил начало долгой выдающейся карьере Луиса Бунюэля.
Сюжет «Золотого века» удивительно прост: два любовника (Gaston Modot и Lya Lys) объявляют войну буржуазному французскому обществу, стремящемуся помешать исполнению своих желаний двум влюбленным. На главные роли были приглашены как молодые, пока еще неизвестные актеры, так и именитые лица, положительно зарекомендовавшие себя в работах режиссерах классиков. Таким был Гастон Модо, эталон французского изящества и внутренней гармонии, выдержки и стиля. В работе Бунюэля он полностью сломал сложившиеся стереотипы относительно его творческого образа. Он поменялся полностью, неожиданно и бесповоротно.
В фильме экстраординарным образом представлены все проблемы общества ХХ века: неравноправие полов и сословий, доминирование циничного богатства над бесправной бедностью, слабость человеческих чувств перед стихией общественного мнения и многие другие противоречивые вопросы современности. Безусловно, для того, чтобы прочитать смысл, заложенный авторами картины, нужно понять мышление ее создателей. А это дано лишь единицам.
По эмоциональной составляющей «Золотой век» несколько напоминает «Азалуского пса»: синопсис, столь же рудиментарный и застенчивый, также вращается вокруг странной истории любви мужчины и женщины; сюжетная линия деконструирована, если не совсем забыта, фильм открывается документальным фильмом о скорпионах и заканчивается интерпретацией текста Маркиза де Сада. Фильм, полон черного юмора и насилия, осуждает буржуазную социальную сферу и обвиняет ее в том, что она вызвала войну: ужасные, подрывные и провокационные картины следуют друг за другом на экране, напоминая коллаж (техника, используемая рядом "сюрреалистических визуальных художников"), стремясь установить в сознании зрителей прямую ассоциацию между установленным порядком и коррупцией, в некотором смысле.
Первые два публичных спектакля "Золотого Века" состоялись 22 октября 1930 года. Премьера прошла 28 ноября. Стоит отметить, что вопреки ожиданиям творческого дуэта, первые показы прошли достаточно спокойно, без эксцессов и нападок со стороны критиков. Но потом все пошло не по сценарию.
С 3 декабря 1930 года социальная атмосфера в Париже накалилась до предела, и точкой пересечения всех накопившихся за годы социальных проблем стали именно работы Бунюэля и Сальвадора Дали. Одни митинги сменяли другие, все чаще на улицах города стали появляться агрессивно настроенные революционеры. Внимание полиции по отношению к творческому тандему стало более пристальным, работать стало невыносимо. На авангардное кино Бунюэля накладываются запреты к публичному показу, однако в 1958 году бельгийский культурный совет присуждает премию «Золотому веку», отмечая, что в нем Бунюэль идет вразрез с современной международной кинематографией, обновляя и предлагая иную, новую эстетику, как в письменном, так и в художественном направлении. В 1981 году запреты на публичные показы работ Бунюэля были официально сняты.
Несмотря на тернистый путь, картины авангардного кино, ставшие трансформацией сюрреалистических картин Сальвадора Дали, принесли оглушительный успех их создателям, огромные капиталы и вписали их имена в историю авангардного искусства.