Доброго времени суток, с вами канал "Взгляд студента" и мы начинаем.
Залоговые аукционы - это очень важная часть нашей истории, она очень часто упоминается, но мало кто о ней реально знает.
Приватизация в России началась в рамках "Шоковой терапии" в 1992-ом году. Тогда большая часть собственности была распродана на выданные всей стране ваучеры. Но ещё 40% собственности была в руках государства. Дальнейшая приватизация осуществлялась уже за деньги, но проводилась она достаточно долго.
Таким образом, появились залоговые аукционы, они были призваны ускорить процесс приватизации. Это идея принадлежит Борису Алексеевичу Йордану - политический деятель 90-ых. А в то время обычный американский бизнесмен.
Суть залоговых аукционов состояла в следующем.
Правительству очень нужны были деньги для финансирования дефицита бюджета. Оно проводило аукционы среди банков, победители которых получали право стать кредиторами правительства. В качестве обеспечения возврата кредита государство отдавала в залог банкам ценные бумаги - акции крупнейших предприятий.
По правилам, если государство за установленное время не возвращало кредиты, заложенные акции переходили в собственность кредиторов.
В теории ничего плохого в этой схеме нет, но на практике всё было иначе.
- Во-первых было понятно, что государство банкрот не сможет выплатить долг и акции останутся в собственности банков.
- Во -вторых незадолго до аукционов государство разместило на счетах в нескольких банках крупные суммы денег и именно эти банки в итоге и стали победителями и дали деньги государству.
- В- третьих сами аукционы носили притворных характер, участники торгов заранее сговаривались между собой и это позволяло им практически не повышать начальную цену.
Всего в декабре 1995-го года состоялось 12 залоговых аукционов бывшие Советские промышленные гиганты обрели новых собственников.
Так, Владимир Потанин и Михаил Прохоров получили пакет акций "Норникель", Михаил Ходорковский получил "Юкос", "Сибнефть" досталась Борису Березовскому. Во всех двенадцати случаях государство не вернуло кредит и акции перешли в собственность кредиторов.
Роль залоговых аукционов сильно преувеличивается. Нельзя сказать, что на них были розданы лучшие куски гос. собственности. Некоторые из 12 предприятий были в околобанкротном состоянии. Однако прошли аукционы нечестно. Компании были проданы по заниженным ценам, бюджет почти ничего не получил от этого мероприятия. Это была серьезная политическая ошибка Ельцина и его команды.