Поэма меча
Помните слова, приписываемые Александру Невскому: ”Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет”? Неудивительно, что одним из символов победы над фашистами стала именно группа скульптур, так или иначе связанных с мечом. «Меч Победы» - триптих, а это значит, что статуй должно быть ровно три штуки. Это так и не совсем так.
Есть такая версия (не подтверждённая, и несколько сомнительная на мой взгляд), что один из наших талантливых скульпторов Вучетич решил создать этакую поэму меча в камне. По его мнению, в эту поэму должно было входить четыре статуи. Две мужские и две женские. Все с мечами. Одна девушка должна была изображать мольбу и занесённый меч. Вторая – стоять с мечом. Третья должна была быть солдатом с опущенным мечом. А четвёртая – мужчина перековывающий меч на орало.
К слову сказать, последние три скульптуры действительно были созданы Вучетичем. Последняя – мужчина, который перековывает меч на орало, стоит недалеко от штаба ООН. А первую статую не сделал. Якобы Вучетич не успел. Хотя, по его словам, он собирался сделать всего три статуи с мечом. И он их успешно создал.
Но, спешу сказать, что последняя статуя, там, где меч превращают в мирное орудие пахаря, в триптих не входит. Это отдельное произведение искусства, хотя связь с триптихом можно найти. А что же было на самом деле третьей статуей?
Вот теперь прямо к этому и перейдём.
Каменный триптих
Признаться, поначалу мне казалось, что триптих - это понятие исключительно вязанное с живописью. Но нет, это не так. Так что просвещаемся и дальше.
Входят в него, известная всем и каждому – ”Родина-мать зовёт!”. Так же, менее известный, ”Воин-освободитель” и практически неизвестный – ”Тыл - фронту”.
Вот с последнего и начнём.
”Тыл – фронту” сделан не Вучетичем, но, как ни странно, является частью скульптурной группы. Памятник поставлен в Магнитогорске и изображает рабочего, который передаёт меч солдату. Меч такой, внушительный, слабак с ним явно не справится.
Почему статую поставили в Магнитогорске? Оказывается, что, как минимум, половина всего вооружения и техники сделана из магнитогорской стали. И символизирует эта композиция то, что меч возмездия, а позже и победы, был поднят на Урале. И вот рабочий во время нападения врага отдаёт солдату меч. И тот должен идти воевать.
Следующая статуя, сделанная уже Вучетичем, поставлена в бывшем Сталинграде, ныне это Волгоград. Изображает она Родину-мать. Это девушка, воинственно поднявшая меч и явно командующая объединиться и отправиться на защиту родины. Кстати, стоит она на Мамаевом кургане. Мало того, что место это для славян сакральное, так ещё здесь перешёл переворот в войне, Отечественной (правда, многие историки утверждают, что настоящий перелом произошёл во время Курской битвы, когда уже стало всем, даже западу, очевидно, что СССР побеждает. Благодаря чему наши союзники открыли давно обещанный второй фронт).
Статуя Родины-матери символизирует, что карающий меч уже поднялся, и врагам теперь придётся несладко. Что на самом деле и случилось. Но, в любом случае, назад враг повернуть не сумел (хотя на самом деле статуя девушки с мечом - это центральная скульптура каменного ансамбля, посвящённого освободителям Сталинграда).
Ещё один любопытный факт, связанный со статуей – долгое время она считалась самой высокой статуей в мире. И даже была занесена в книгу рекордов Гиннесса, теперь же её потеснило несколько статуй (Наша «Родина-мать» даже выше известной на весь мир статуи Свободы. В два раза, вот так-то. Если бы хотели снимать фантастику по голливудским образцам, то у нас бы нашёлся свой символ).
Есть забавная история. Когда Вучетича спросили, почему у статуи открыт рот, дескать, это некрасиво, Вучетич невозмутимо ответил - «Это она так на подвиг зовёт – за Родину… вашу мать».
И, наконец, раз уж меч поднялся, то его нужно было где-то опустить. Опустили его в Берлине, в Трептов-парке. Стоит там ”Воин-освободитель”, с девочкой на руках. Очень символично. Тем более что есть красивая история о том, как наш солдат-красноармеец спас немецкую девочку во время взятия Берлина. А потом это послужило прообразом для будущей статуи.
Есть ещё одна байка, что дескать, вначале воин должен был держать в опушенной руке автомат, но Сталин посоветовал вложить ему меч. И меч этот очень органично вписывается в сюжет. И символизирует окончательную победу наших войск (и там же, на памятнике это чётко зафиксировано, можно сказать, выбито на камне. Вернее, граните).