Объясняет кандидат психологических наук, доцент кафедры психотерапии и психологического консультирования Московского Института Психоанализа, старший научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии ФГБНУ «ПИ РАО» Попова Т. А.
Как выглядит свобода для ребенка?
В младенчестве дети полностью зависимы от родителей, в частности от мамы, которая кормит, лелеет и ухаживает. По взрослым меркам жизнь малыша полна стеснений и ограничений. Первые проявления желания свободы можно наблюдать у ребенка уже в год, когда он делает первые шаги. К трем годам попытки обрести свободу становятся более настойчивыми и серьезными — ребенок все ярче проявляет желание исследовать свои и сдвинуть ваши границы.
Но может ли быть слишком много или слишком мало свободы для ребенка? Рассмотрим оба случая.
1. Свободы слишком много. Пример из практики Элизабет Лукас — известного австрийского психолога
В книге «Искусство уважения. Как помочь ребенку найти свой путь» логотерапевт Элизабет Лукас пишет о девятилетнем мальчике, который поймал дрозда и вырывал у него перья. Дрозд скончался в мучениях. Вызвали полицию. Выяснилось, что этот мальчик проводил много времени на лугу, где палкой убивал жуков и других насекомых, а после рассматривал их внутреннее строение. В школе подростка отправили на консультацию к психологу, так семья и попала в кабинет к Лукас.
Психолог решила побеседовать сначала наедине с родителями. Они не могли тратить много денег на досуг с сыном, но Лукас спросила: «Что вам дороже — деньги или здоровый ребенок?». Вместе они нашли варианты совместного времяпрепровождения, не требующие больших финансовых затрат – погулять по зоопарку, прочитать вместе книгу, сходить в кино, посетить музей.
А потом психолог попросила родителей сделать невероятное – попросить прощения у ребенка. Как найти в себе мужество попросить прощения у ребенка, особенно у такого, который доставил столько неудобств, стыда и страданий? Но все же родители сделали это. А еще признали, что слишком мало уделяли внимания сыну. Мальчик был растроган, прижался к маме.
Затем Лукас попросила оставить ее наедине с ребенком. Психолог сказала, что теперь его очередь: он должен сходить на луг и попросить прощения у всех животных за причиненные им страдания. Мальчик замолчал, а потом сказал, что может сделать кормушки для птиц.
Спустя какое-то время психолог поинтересовалась, как дела у мальчика. Жалоб на него больше не было, его оценки улучшились, а в районе, где он жил, появилось много птичьих кормушек.
Девятилетний мальчик не знал, как распорядиться той свободой, что у него была, и свобода превратилась во вседозволенность. Родители были заняты работой, а ребенок — предоставлен сам себе.
И не показалось ли вам, что это у родителей была свобода от собственного ребенка?
2. Теперь приведем пример, когда свободы мало.
13-летний подросток может принимать некоторые самостоятельные решения, не правда ли? Восьмиклассник решил бросить баскетбол. Родителям не очень понравилось решение — у мальчика были большие успехи в спорте, да и сами они привыкли к налаженному быту: поездки на игры, общение и дружба с другими родителями и т.д. Тренер предложила им проконсультироваться у психолога и дала мой контакт.
На встрече юный баскетболист сказал, что ему не нравятся тренировки, на которых его все время ругает и придирается тренер. Школьник решил поговорить с тренером и высказать ей свое мнение, но не смог сдержаться и нагрубил. Тренер поставила ультиматум: извиниться или он больше не тренируется. Поэтому подросток и решил бросить спорт.
Мальчик опаздывал на очередную сессию. Я позвонила ему, он сказал, что сейчас подойдет, но будет не один. Я подумала, что он приведет друга или подругу в качестве группы поддержки, но подросток принес с собой больную кошку, которая упала с 14 этажа.
— Что будем делать?
Мы обзванивали ветеринарные клиники, потом он написал родителям, и они поехали спасать кошку.
Позже я связалась с мамой и предложила ей рассказать тренеру о том, как поступил ее сын. А ещё попросила маму устроить мне встречу с тренером, если она заинтересована в возвращении в команду юного баскетболиста. Беседа состоялась. Я попросила тренера позвать мальчика на тренировку, чтобы рассказать об этом случае перед командой, а потом поблагодарить его за человечность. И, если сможет, то попробовать следовать рекомендации известного психиатра Виктора Франкла – видеть в человеке самое лучшее, на что тот способен.
Спасибо тренеру за адекватность! Думаю, рассказ о поступке мальчика перед всей командой стал переломным. Подросток оценил этот шаг тренера. Стал более спокойно относиться к критике, тем более, что тренер начала делать акцент на его успехах и более конструктивно указывать на ошибки. В тот год команда стала чемпионом в своем возрасте, а мой клиент внес значительный вклад в ту победу.
Здесь свободы подростку было недостаточно. И, как только эта свобода появилась, навредила ли она? Нет, лишь дала возможность конструктивного выхода из ситуации.
3. К психологу редко приходят делиться хорошими новостями — обычно о таком можно узнать лишь из случайной встречи. Поэтому следующий пример приведу из родительского опыта.
Моя дочь решила стать медиком. 15 лет, училась в экстернате, поступила на подготовительные курсы в медицинский, мы уже договорились с репетиторами. Вдруг она заявляет, что не уверена, что медицина – это для нее. Что делать?
Справившись со своим негодованием, я договариваюсь с дочерью, что она самостоятельно поищет информацию, выберет ВУЗ — одним словом, заново пройдет этот путь, но теперь в том направлении, которое ей нравится.
Это было правильным решением. Дочь еще раз убедилась в том, что действительно хочет учиться в медицинском и далее ни разу не говорила, что родители заставили ее учиться там, где ей не хотелось.
Я была рада, что не стала тогда переубеждать ее. В моем кабинете часто звучат обвинения клиентов в сторону родителей, что они не разрешили им самим выбрать профессию, и поэтому они сейчас несчастны. Родителям кажется, что они лучше знают, что нужно их детям. Но это не так: доверьте ребенку самому сделать выбор, но заранее создайте среду, наполненную возможностями для этого выбора – общайтесь с ребенком, узнавайте, о чем он мечтает, что ему близко.
Американскими психологами Э. Деси и Р. Райаном была предложена теория самодетерминации: человек способен ощущать и реализовывать в своем поведении свободу выбора, несмотря на объективные ограничивающие факторы среды или влияние неосознаваемых внутриличностных процессов. Если у ребенка с самого детства есть свобода выбора активности и области интересов, то это способствует тому, что ребенок, а впоследствии и взрослый, становится здоровой и полноценной личностью. Авторы считают, что подмена выбора самого человека внешними требованиями — одна из причин возникновения психических нарушений.
Вывод можно сделать простой и ясный: свободой нельзя навредить, навредить можно вседозволенностью и равнодушием к ребенку, гиперопекой и гиперконтролем, отсутствием возможностей и присутствием ненужных ограничений.
Попробуйте применять фразу, которая поможет сформировать ответственность: «Решай сам!»