В предыдущих статьях я писала о том, как складывалось искусство архитектуры, градостроительства и садово-парковых ансамблей. Однако, каких бы значительных успехов не достигли средневековые китайские архитекторы и скульпторы, лучшие достижения искусства этого периода лежат в области живописи.
Её законы вырабатывались постепенно, становясь со временем строгими канонами, не меняющимися принципиально на протяжении многих веков. Регламент предписывал художнику выбор материалов, на основе которых должно было создаваться художественное полотно, форму будущего произведения, жанр, манеру письма, композицию, колорит и т.п. Эти правила закреплялись в трактатах по теории живописи, древнейший из которых – «Шесть законов живописи» был создан художником Гу Кайчжи еще на рубеже IV-V вв. Его, так называемые «люфа» (шесть законов), включали следующие обязательные компоненты картины, которым должен был следовать хороший художник:
Шэньцы — одухотворённость,
Тяньцюй — естественность,
Гоуту — композиция живописного произведения,
Гусян — постоянная основа, то есть структура произведения,
Мосе — следование традиции, памятникам древности,
Юнби — высокая техника письма тушью и кистью.
И сегодня, правила и технологии, выработанные средневековыми китайскими художниками, остаются актуальными не только на своей родине, но и широко распространились по миру. Для того, чтобы различать традиционную китайскую живопись от привнесённых в XIX-XX веках в эту страну западных художественных традиций, к ней стали применять термин Го-хуа (буквально, «живопись страны», или «Китайская живопись»). О том, что же входит в это понятие, пойдет речь в этой статье.
В качестве основных материалов для картин средневековые китайцы использовали шёлк и бумагу, которые хранились в виде свитков. По шёлку было принято писать разноцветными минеральными красками, а на бумаге - черной тушью.
В зависимости от выбранных материалов, художники Китая для создания картины могли использовать одну из двух канонизированных манер письма: гун-би («тщательная кисть» или «прилежная кисть») или се-и («живопись идей»).
В первом случае художник тщательно прописывал все мельчайшие детали на полотне, во втором – главными выразительными средствами становились линия и пятно, с помощью которых создавались самые общие контуры и очертания предметов. Такая художественная манера делала зрителя «соучастником» создания полотна, пробуждая его фантазию и позволяя ему что-то додумывать самому.
Отметим, что используемые материалы и применяемая для создания картин техника не позволяли художнику делать предварительные наброски: тушь или краска моментально впитывались в шёлк и бумагу, поэтому что-нибудь поправить на своей картине мастер уже не мог.
Формат живописного свитка мог быть горизонтальным или вертикальным. От выбора формы картины зависело во многом её содержание, определявшее жанр будущего произведения. В китайской живописи получили распространение три основных жанра:
Жень-у («люди и вещи»)
К этому виду картин, относились все жанры, в которых люди занимали главное положение: портреты, бытовые сцены, исторические и мифологические сюжеты, а также иллюстрации к литературным произведениям.
Такие свитки, как правило, были горизонтальными и обладали большой протяженностью (иногда до 10 – 15 метров). Их не вешали на стены, а хранили в драгоценных шкатулках, из которых доставали «по случаю». Свиток при показе разматывался справа налево, постепенно «открывая» содержание полотна, фрагмент за фрагментом.
Чаще всего женью писались красками по шёлку в манере гун-би. Наиболее известными художниками, творившими в этом жанре, были Гу Кайчжи (IV-V вв.), Янь Либэнь (VII в.), Чжоу Фан (VIII-IX вв.) и др.
Шань-шуй («горы-воды»)
Самый распространенный и наиболее почитаемый в Китае жанр живописи и считавшийся «высшим» по сравнению с другими. Здесь главным предметом изображения становился пейзаж.
Этот жанр приобрел особое значение благодаря своей связи с традиционным китайским мировоззрением (холизм) и религиозно-философcкими учениями (даосизм и чань-буддизм).
Как следует из названия, обязательными для таких картин являются изображения гор (холмов, скал, утесов, валунов) и воды в разных её модификациях (морей, рек, ручьев, водопадов, а также льда, снега, тумана, облаков, и т.п.). Горы, в данном случае, рассматривались как воплощение одного из двух главных элементов мироздания – Ян, а вода, соответственно, – Инь.
Пейзажи в Китае не писались с натуры. Они являлись плодом фантазии художника, основанной на его философских размышлениях, и призваны были отражать состояние души и мировоззрение. Задачей живописца было отобразить в этом жанре через показ фрагмента природы всё многообразие, гармонию и величие Мира.
Для создания эффекта глубины и многомерности художники прибегали к приёму, получившему название «рассеянная перспектива». В таких картинах мастер делал очень высокой линию горизонта, располагая все детали полотна «лентами», делящими пейзаж на несколько планов. Таким образом, создавался эффект взгляда на природу «с высоты птичьего полёта».
Такой пейзаж, например, рисует в своих стихах китайский поэт Ван Чжи Хуань:
Белое солнце скрыться спешит за гору
Жёлтой реки воды в море стремятся
Чтобы простор бескрайний открылся взору
Ярусом выше надо подняться
(фрагмент из стихотворения Терем аиста и журавля»)
Отсюда возникал и характерный формат картин – вертикальные свитки, которые вывешивались на стену, для того чтобы зритель мог «охватить» их одним взглядом. Они, как бы, иллюстрировали слова одного из древних сочинений: «Не поднявшись на высокую гору, не узнаешь высоты неба. Не взглянув в глубокое ущелье в горах, не узнаешь толщины земли».
Ощущение далей, передавалось также с помощью «воздушной перспективы» - дымки, которая становится плотнее от плана к плану картины, создавая иллюзию «растворения» контуров удаленных от нас предметов в атмосфере.
Нередко на картинах шань-шуй можно заметить присутствие человека. Чаще всего оно лишь обозначено в виде одинокой беседки в горах, хижины рыбака на берегу водоема или жилища отшельника в роще.
Если же в картине есть изображение собственно человека, то оно не доминирует над окружающей его природой, а, словно, сливается с ней, лишь подчёркивая грандиозное величие мироздания. Это соотносится с даосской концепцией о "трёх великих" - Небе, Земле и Человеке, которые являются основой вселенной.
Лучшие китайские пейзажи создавались в технике се-и, такими выдающимися художниками средневековья как Ли Сысюнь, Ли Чжаодао, Ван Вэй, живших на рубеже VII–VIII веков, Го Си мастером XI в., а также Ма Юань и Ся Гуй, чьё творчество относится к рубежу XII–XIII века.
Хуа-няо («цветы-птицы»)
Такие картины призваны были иллюстрировать философскую идею об отражении «Великого в Малом». Они рассматривались как «укрупненная», «приближенная» часть пейзажа, в которой главными объектами внимания становились растения (деревья, кустарники, цветы, травы) и птицы (иногда – насекомые, и, реже, животные или рыбы).
Каждая деталь такой картины могла трактоваться в соответствии с принятой и хорошо знакомой китайцам символикой. В целом, они воспринимались как благопожелания тому, кому предназначалось полотно, или как выражение состояния души и образа мыслей художника.
Так, например, вечнозеленая сосна обозначала долголетие, роскошный пион, феникс или зимородок – знатность и богатство, хризантемы и цапли – одиночество или отшельничество, бамбук – стойкость духа, лотос – чистоту, пара уточек – семейное счастье, гранат – многочисленное потомство, персик – бессмертие, гуси – праздность, а сочетание бамбука и дикорастущей сливы – верную дружбу и т.д.
В этом жанре художники получали бо́льшую свободу в выборе материала, формы и техники. Чаще для картин хуа-няо использовались вертикальные форматы, но можно встретить достаточное количество горизонтальных свитков с этими сюжетами. Одинаково часто использовались шёлк и бумага. Предпочтительней для этого жанра была манера гун-би, однако не редко такие произведения писались и в технике се-и.
Прославленными мастерами этого жанра живописи были Сюй-Си, Хуан Цюань, жившие в X в., Цуй Бо, работавший в одинадцатом столетии, а также Ли Ди – художник XII века.
Каллиграфия
Важной особенностью китайской живописи было единство рисунка и каллигра́фии («красота письма»), которые представляли своеобразный синтез.
Искусство написания иероглифов в этой стране имело колоссальное значение и рассматривалось сквозь призму философских взглядов. Гармония вертикальных и горизонтальных, прямых и изгибающихся линий выражала взаимодействие основ мироздания – Ян и Инь.
Красиво написанный иероглиф, сам по себе мог рассматриваться как произведение искусства, доставляя зрителям сугубо эстетическое наслаждение от его созерцания. В одном из средневековых руководств для китайских художников есть такие слова: «Когда кто-нибудь умеет применять кисть с таким совершенством, можно сказать, что он сеет горстью жемчуг и что душа путешествует за пределами этого мира. В этом нет различий между живописью и каллиграфией. Они применяют одни и те же методы. Всё прекрасное создается кистью».
Работа художника-каллиграфа требовала внимания, точности линий, твердости руки и верности глаза - представители этой профессии могли тренироваться часами, оттачивая мастерство, сотни раз рисуя один и тот же иероглиф. Китайцы считали, что хорошим каллиграфом может быть только зрелый человек, достигший определённого возраста, мудрости и душевного равновесия.
Письменные принадлежности, необходимы для этой работы – бумага (или шёлк), кисть, тушь и тушечница (коробочка для приготовления туши) со временем тоже обретали сакральное значение, что отражалось в обобщающем их названии - «четыре драгоценности».
Каллиграфия занимала очень важное место и в живописном полотне. Она помогала художнику полнее выразить (не редко – в поэтической форме) свою мысль или настроение. Поэтому китайские художники зачастую выступали в роли поэтов, а поэты – были каллиграфами и художниками. (О китайской традиционной поэзии читайте в этой статье)
Один из китайских ученых IX века писал об этом: «Когда они не могли выразить свою мысль живописью, они писали иероглифы, когда они не могли выразить свою мысль через письменность, они писали картины». Именно такой разносторонней личностью был выдающийся деятель искусства Ван Вэй. Он одновременно являлся мастером пейзажной живописи, замечательным поэтом своей эпохи, музыкантом, а также теоретиком искусства - его перу принадлежит трактат «Тайны живописи», который был написан в поэтической форме.
Кстати, наверняка вы замечали множество красных оттисков с печатей, на картинах китайских художников. В одной из статей, я рассказывала, что искусство создания печатей было очень важным в Китае. Самой печати в древности придавали сакральный смысл, а позже, её эстетические качества сделали печать ещё и выразительными произведениями декоративно-прикладного искусства Китая.
Печать маркировала принадлежность какого-либо предмета какому-либо лицу. Так и первые печати на картинах появились благодаря коллекционерам, которые таким образом фиксировали собственность этого произведения. Переходя из рук в руки, картина украшалась всё большим количеством печатей.
В средние века, печати стали изготовлять для себя и художники, которые использовали эти оттиски как личную авторскую подпись. Если художник владел мастерской, то своим штампом владела и мастерская, и им тоже помечалась картина, вышедшая оттуда. Свои оттиски-подписи оставляли на картине и гравировщик, и каллиграф и поэт, которые внесли свой вклад в работу.
Иногда эти печати содержали мудрые мысли, философские изречения, поэтические строки, аффоризмы и благопожелания. Таким образом, печать стала дополнять своим содержанием, то, что зритель видел на полотне, придавало новые смыслы, и расставляла акценты.
Высшим мастерством считалось если один человек мог совмещать в себе художника, поэта, каллиграфа и резчика печатей. Так, например, художнику Ци Байши (1864 – 1957), принадлежат такие слова:
«У меня поэзия — на первом месте, гравировка в стиле чжуань — на втором, каллиграфия — на третьем, живопись — на четвертом.»
Благодаря присущему культуре Китая консерватизму, обусловленному почитанием традиций и прошлого, все формы и виды искусства, появившиеся в этой стране в древности и средние века, остаются до сих пор востребованными и неизменными. Художники (живописцы, каллиграфы, архитекторы, скульпторы и поэты) последующих эпох учились у своих предшественников, тщательно копируя созданные ими когда-то произведения, и старательно сохраняя всё лучшее, что досталось им от предков.
О традиционной китайской живописи, вы можете посмотреть ещё и этот короткий познавательный фильм на моем youtube-канале:
Если вам понравилась статья, то не забудьте поставить лайк, и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре, а также о культуре древнего и средневекового Китая:
Культура Китая. Кратко о достижениях цивилизации и периодизации.
Чем китайцы отличаются от всех? Особенности традиционной культуры Китая.
Учение об Ян, Инь и У-син, и другие древнейшие верования китайцев.
Конфуцианство. Кратко.
Даосизм. Кратко.
Чань-буддизм. Кратко.
О развитии письменности и литературы в Китае.
Древний Китай. Погребальные комплексы, Терракотовая армия Цинь Ши-хуанди и Великая стена.
Что умели делать китайцы из бронзы, нефрита, лака и шёлка. Декоративно-прикладное искусство в Китае.
Буддийская архитектура Китая.
Философия сада и ландшафтная архитектура средневекового Китая.
Запретный город - Гугун в Пекине.
Го-хуа. Традиционная китайская живопись.
О традиционной китайской музыке.
Китайский традиционный театр и Пекинская опера.
Храм Неба в Пекине.
Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.