Мировоззрение китайцев, их представление о функционировании природы и месте человека в ней (обусловленные, в частности, даосизмом и чань-буддизмом) диктовали своеобразный подход к сооружению зданий, их планировке, декору и включению архитектурных строений в окружающую среду.
Определённое символическое значение имели цвета, в которые окрашивались детали зданий и само местоположение построек, согласно учению у-син. Главным же для строителей было требование - чтобы всё созданное человеческими руками, ни в коем случае, не нарушало естественной гармонии природы. Таким образом, задачей строителей становилось создание ландша́фтной архитектуры.
При сооружении пагоды, храма, усадьбы или дворца, архитекторы, по возможности, стремились «вписать» строение в окружающую среду, максимально сохраняя и используя естественные холмы, реки и деревья. Иногда ландшафт дополняли искусственно созданные объекты, почти не отличавшиеся от природных. Наличие ландшафтного парка рядом с постройкой создавало определенную эмоциональную атмосферу, а также выражало философскую концепцию о содержании «Великого в Малом». Согласно этой идее, отдельные деревья, валуны, водоёмы должны были символизировать всю полноту и гармонию мироздания, занимая архиважное место в этом рукотворном кусочке Вселенной. Искусство создания таких садов прошло долгий путь, в результате стало отражением философии и мировоззрения китайцев.
Сады, создаваемые в средневековом Китае отличались по предназначению и размеру. Они были императорскими и частными. Естественно, что императорские отличались большими масштабами и помпезностью.
Частные же сады, за которыми закрепилось название "сады учёных" или "философские" были более скромными по размерам и интимными. Их предназначением было дать возможность поэту, художнику или учёному, затеряться в ландшафте, уединится, и в слиянии с природой, открывая внутренне Дао или чаньскую Истину, наслаждаясь гармонией и красотой, поразмышлять о жизни и мироздании. Не случайно, в какой-то период истории, такие сады стали сосредоточием культуры - там проходили поэтические встречи, музыкальные вечера, учёные беседы и т.п.
Обычно, китайский сад обносился стеной, внутри которой были высажены деревья и цветы, разбиты водоёмы с непременными мостиками, перекинутыми через них, с валунами и группами камней. Наличие камней и воды было обязательным. Они воплощали идею гармонии вселенной и символизировали собой два главных элемента мироздания - ян и инь.
Своеобразным символом китайских садов стало украшение их особым видом камней, добываемых со дна озера Тай-ху. Они отличались размерами (до 10-15 метров в высоту) своей причудливой фактурой - с множеством отверстий и полостей в теле камня, и особым звуком, подобным колокольному, рождаемым даже при ударе. Камни Тай-ху называли "божественными", в том числе и потому, что китайцам их форма и вид напоминали каллиграфию - священные даосские письмена.
Согласно китайским воззрениям, камень тай-ху должен был обладать пятью главными качествами, делающими его идеальным: шоу — узкий, чжоу — морщинистый, лоу — продырявленный, тоу — проникающий, сю — красивый.
Однако, "божественные камни" имели не совсем природное происхождение. Как говорят исследователи, такие камни добывали из озера, затем делали в них отверстия, придавая нужную форму, а затем вновь на несколько лет помещали в воды, чтобы они скрыли следы инструмента мастера. Таким образом, даже здесь проявлялась философская мысль, что человек, как неотъемлемый элемент мироздания, может и должен усовершенствовать природу, придавая ей эстетическое завершение.
Немалую роль играли здесь у-син и фэн-шуй. Все объекты искусственного ландшафта должны были располагаться определенным образом относительно друг друга, чтобы взаимовлияние их было максимально позитивным и для функционирования сада, и для человека, попавшего в такой сад.
Особенностью китайских садов было то, что пространство делилось на различные зоны - "зеленые комнаты" и "дворики" внутренними стенами, павильонами и галереями. Изначально, такие перегородки, разделяющие сад на отдельные участки, создавались в связи с верой в их магические функции - защиты от злых духов.
Позже, они приобрели чисто эстетическое, художественное значение. Посетитель или хозяин сада не мог охватить взглядом всё пространство целиком. Но прогуливаясь по парку, он каждый раз открывал для себя новые виды и ракурсы, которые давали новые, разнообразные впечатления.
В стенах, делящих пространство сада на отдельные зоны, часто проектировались "проникающие" окна, или небольшие, "дверные" проёмы, прихотливой формы.
Например, входу придавалась форма бананового листа, круглое окно, напоминало полную луну, а решетки на окнах, декорировались геометрическим, бегущим, текущим, бесконечным орнаментальным узором. Такие отверстия в стенах, создавали своеобразный эффект "картины в раме" - тому, что открывалось взору зрителя.
Нужно сказать, что создание философских садов, во многом уподоблялось занятиям живописью и поэзией. Неслучайно, такие идеальные ландшафты нередко переносились художниками в свои пейзажи, и наоборот, некоторые идеи при создании сада, могли быть заимствованы из картин. Ну и, конечно, немало стихов посвящено таким садам, прогулкам в них, и мыслям, которые навевали эти ландшафты поэтам.
Бывали случаи, когда ландшафт формировался искусственно не только для удовольствия и красоты, а вследствие практической необходимости. При этом, врождённое стремление китайцев к гармонии с природой, делало такие объекты не только утилитарно-полезными, но и эстетически прекрасными. Именно таковы рисовые террасы Хунхэ-Хани, включённые в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО летом 2013 года.
В китайской провинции Юньнань, на огромной территории площадью свыше 16 тыс. гектар, раскинулись рукотворные рисовые поля, созданные народностью хани ещё в эпоху Тан (примерно 1300 лет назад). Террасы, образованные сделанными вручную земляными насыпями, удерживающими воду, каскадами спускаются по склонам гор Айлао к руслу реки Хуанхэ. Местные жители с давних пор, называют их «лестницей в небо».
Это красивейшее, захватывающее дух зрелище – удивительный пример, как утилитарный сельскохозяйственный объект может стать настоящим произведением искусства! Рисовые террасы Хунхэ-Хани прекрасны практически во все времена года и суток и в любую погоду. Но особенно хороши они, когда эти чаши, созданные невероятными усилиями китайских крестьян, заполнены водой – тогда в них отражается, дробится, переливается множеством оттенков вся окружающая их природа и небесный свод, делая это зрелище поистине волшебным и завораживающим.
В послании ЮНЕСКО об этом культурном ландшафте говорится следующее: «Эффективная система рационального землепользования, используемая на рисовых террасах Хунхэ-Хани, является образцом удивительной эстетической и экологической гармонии между человеком и окружающим миром, основанной на уникальных и проверенных временем социальных и религиозных структурах». А директор Управления культуры провинции Юньнань Хуан Цзюнь добавляет: "Народность Хани создала уникальный шедевр, интегрировав рисовые поля в этот природный ландшафт. Это торжество гармонии человека с природой».
Если вам понравилась статья, то не забудьте поставить лайк, и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре, а также о культуре древнего и средневекового Китая:
Культура Китая. Кратко о достижениях цивилизации и периодизации.
Чем китайцы отличаются от всех? Особенности традиционной культуры Китая.
Учение об Ян, Инь и У-син, и другие древнейшие верования китайцев.
Конфуцианство. Кратко.
Даосизм. Кратко.
Чань-буддизм. Кратко.
О развитии письменности и литературы в Китае.
Древний Китай. Погребальные комплексы, Терракотовая армия Цинь Ши-хуанди и Великая стена.
Что умели делать китайцы из бронзы, нефрита, лака и шёлка. Декоративно-прикладное искусство в Китае.
Буддийская архитектура Китая.
Философия сада и ландшафтная архитектура средневекового Китая.
Запретный город - Гугун в Пекине.
Го-хуа. Традиционная китайская живопись.
О традиционной китайской музыке.
Китайский традиционный театр и Пекинская опера.
Храм Неба в Пекине.
Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.