Найти тему

О традиционной китайской музыке

2,1K прочитали

В традиционной китайской культуре важное место отводилось музыке - по-китайски – юэ́. Однако понятие «юэ» обозначало не только музыкальное искусство, но и «искусство вообще», а также всё прекрасное, гармоничное, изящное, хорошо организованное (сотворённое). Таким образом, в самом этом названии отражалось особое отношение китайцев к музыке, как к одной из высших форм художественной и духовной деятельности человека.

Китайские музыканты.
Китайские музыканты.

В глубокой древности музыка в Китае рассматривалась как часть магических ритуалов и, в этой связи, ей придавалось особое, сакральное значение. Древние китайцы были уверены, что с её помощью можно воздействовать на вселенную – например, вызывать дождь, влиять на рост растений, общаться с духами предков и т.д. Неверно исполненная песня-заговор, не вовремя воспроизведенный звук (например, бой барабана или звон колокола) и т.д., по мнению китайцев, могли нарушить природное (космическое) равновесие, что влекло за собой непоправимые последствия. Именно поэтому уже в глубокой древности были заложены традиции музыкального исполнительства, которые позже превратились в каноны.

Комплект ритуальных бронзовых колоколов бяньчжун из гробницы маркиза И в Хубэйском провинциальном музее.
Комплект ритуальных бронзовых колоколов бяньчжун из гробницы маркиза И в Хубэйском провинциальном музее.

Способствовали возрастанию значения музыки в глазах государства также традиционные религиозно-философские учения Китая – конфуцианство, даосизм и чань-буддизм. Так в даосизме и буддизме подчёркивалось мистическое воздействие музыки на человека.

Даос, музыицирующий на лоне природы.
Даос, музыицирующий на лоне природы.

Конфуций же считал, что музыка (также, как и поэзия) является мощным гармонизующим фактором в воспитании личности, и подчеркивал важное её значение во время проведения обрядов и ритуалов. Философ говорил, что прекрасная музыка обладает строго определенной структурой, которую нельзя нарушать, как нельзя преступать Закон. Таким образом, Конфуций видел в ней одно из средств управления личностью и государством.

Учёный, играющий на струнном иснтрументе цинь.
Учёный, играющий на струнном иснтрументе цинь.

Такое понимание музыки заставляло её теоретиков пытаться найти соответствия отдельных элементов музыкального языка (звука, гармонии, тембра, лада, строя и т.д.), а также видов и жанров музыки с элементами мироздания (натурфилософское учение об Ян, Инь и У-син) и социально-иерархической структурой общества.

Самое большое распространение получила в Китае музыкальная система «люй-люй» (название переводится как «строй», «мера»). Её основой был 12-ти тоновый звукоряд, в котором каждый звук в отдельности, и все они вместе воспринимались символически. Так, 12 его тонов соответствовали месяцам года, знакам зодиака 12-тилетнего цикла, а также выражали смену часов в сутках. Все нечётные ступени звукоряда воплощали представление китайцев о тёмных, тяжелых силах Земли – Инь, в то время как чётные воспринимались светлыми, лёгкими, активными воплощениями сил Неба – Ян.

Однако из 12-ти звуков «люй-люй», особенно важными китайцы считали пять, расположенных в определённой интервальной последовательности.

Если у вас есть под рукой клавишный инструмент, вы можете воспроизвести эту последовательность, , играя на нём только по чёрным клавишам.

Такой звукоряд получил название пентато́ника. Именно использование пентатоники придаёт китайской музыке такое своеобразие и неповторимую «окраску», которая делает её легко узнаваемой для нашего слуха. Эта пятизвучная «китайская гамма» стала основой музыкального языка Китая и впоследствии получила распространение во всех странах Дальнего Востока.

Пять звуков пентатоники также несли определённую символическую нагрузку. Каждый звук пентатоники получил своё название: 1 – «дворец»; 2 – «совет»; 3 – «рог»; 4 – «собрание»; 5 – «крылья». Кроме того, этот звукоряд связывался с пятью основными цветами, планетами, сторонами света, первоэлементами и др. Следует отметить, что число «пять» у китайцев считалось священным и воспринималось как сакральное (об этом подробнее здесь). Приведем таблицу с набором соответствий звуков пентатоники и символических значений, связанных с числом «пять»:

В традиционной китайской культуре важное место отводилось музыке - по-китайски – юэ́.-5

Китайцы, любившие систематизацию и строгие правила, фиксировали важнейшие принципы музицирования в трактатах. Была ими разработана и система нотной записи, в основе которой были иероглифы. Такая система функционирует в этой стране до сих пор, наравне с общеевропейской нотацией.

Наравне с древнейшей - вокальной формой музицирования в Китае развивалось и инструментальное исполнительство. Это обусловило создание множества различных инструментов, а также появление инструментальных оркестров.

Современный китайский ансамбль, исполняющий музыку на точных копиях музыкальных инструментов эпохи Тан
Современный китайский ансамбль, исполняющий музыку на точных копиях музыкальных инструментов эпохи Тан

Их характерной чертой была ошеломляющая многочисленность - от 300 до 800 исполнителей. Инструментарий включал свыше 100 разновидностей музыкальных инструментов, среди которых особая роль принадлежала ударным, из-за их взаимосвязи с древнейшей религиозно-обрядовой стороной музыки.

Классические традиционные китайские инструменты.
Классические традиционные китайские инструменты.

В связи с отношением к музыке, как мощному инструменту гармонизации общества, в Китае, ещё в древние времена, была разработана строгая система различного рода придворных мероприятий, ритуалов и церемоний, где музыка была необходимой частью их проведения. Разумеется, вся она строго регламентировалась, изучалась и классифицировалась.

Император Хуэйцзун музицирует на цине. Деталь свитка. ок. 1102 г. Музицирование на цине было принадлежностью аристократов и интеллектуалов.
Император Хуэйцзун музицирует на цине. Деталь свитка. ок. 1102 г. Музицирование на цине было принадлежностью аристократов и интеллектуалов.

В период правления династии Чжоу (XI—III вв. до н. э.) в Китае учреждается специальное Музыкальное ведомство. При нём начинает функционировать, возможно самая первая в мире, музыкальная школа-семилетка :), которая готовила профессиональных музыкантов и танцоров. Теоретики этого ведомства проводят и классификацию образцов музыки, разделив народную - минчан, и классическую, то есть правильную - придворную - яюэ.

Мраморный раскрашенный рельеф из гробницы Ван Чучжи. 924 г. На рельефе представлен придворный ансамбль из 12 музыкантов-женщин. Справа — руководитель и дирижёр ансамбля. В правом нижнем углу — два танцора .
Мраморный раскрашенный рельеф из гробницы Ван Чучжи. 924 г. На рельефе представлен придворный ансамбль из 12 музыкантов-женщин. Справа — руководитель и дирижёр ансамбля. В правом нижнем углу — два танцора .

А в 112 г. до н.э. при императорском дворе открывается так называемая "Музыкальная палата" - "Юэфу", в ведомство которой входила и подготовка придворных музыкантов, и регламентация исполнения музыки во время церемоний, и работа над созданием теоретических трудов по музыке.

Естественно, что умение играть на музыкальных инструментах со временем стало признаком образованности и принадлежности к элитарным кругам.

Нужно отметить, что музыка в Китае, зачастую выступала основой синтеза искусств, включавших, собственно музыкальную часть, а также танцевальное и театральное мастерство. О том, как этот синтез воплощался в китайском традиционном театре читайте в следующей статье.

Ван Кэвэй. Музыканты.
Ван Кэвэй. Музыканты.

Если вам понравилась статья, то не забудьте поставить лайк, и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре, а также о культуре древнего и средневекового Китая:

Культура Китая. Кратко о достижениях цивилизации и периодизации.
Чем китайцы отличаются от всех? Особенности традиционной культуры Китая.
Учение об Ян, Инь и У-син, и другие древнейшие верования китайцев.
Конфуцианство. Кратко.
Даосизм. Кратко.
Чань-буддизм. Кратко.
О развитии письменности и литературы в Китае.
Древний Китай. Погребальные комплексы, Терракотовая армия Цинь Ши-хуанди и Великая стена.
Что умели делать китайцы из бронзы, нефрита, лака и шёлка. Декоративно-прикладное искусство в Китае.
Буддийская архитектура Китая.
Философия сада и ландшафтная архитектура средневекового Китая.
Запретный город - Гугун в Пекине.
Го-хуа. Традиционная китайская живопись.
О традиционной китайской музыке.
Китайский традиционный театр и Пекинская опера.
Храм Неба в Пекине.

Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.