Найти тему

Китайский традиционный театр и Пекинская опера

Оглавление

В прошлой статье я писала о развитии музыки в древнем и средневековом Китае. Самым непосредственным образом с музыкой в Китае были связаны и театральные представления. До нашего времени сохранилось около 50-ти театральных трактатов и каждый из них большей частью (иногда полностью) посвящен вопросам музыкальной теории. Китайский традиционный театр представляет собой синтез из музыки, пения, танца, речи, движений, акробатики и даже боевых искусств.

Актёры средневекового китайского театра.
Актёры средневекового китайского театра.

Рождение традиционного театра.

Истоки национального театра Китая берут начало в религиозных обрядах, столь почитаемых в традиционном китайском обществе. Особое значение, как уже отмечалось ранее, для жителей Поднебесной империи имел культ предков. Во время погребальных ритуалов разыгрывались сцены, которые были призваны напомнить всем о том, каким же человеком был умерший. Такие представления, с показом событий из жизни покойного, получили название «покойницкие игры».

Актер-кукловод китайского театра теней.
Актер-кукловод китайского театра теней.

Отсюда же берёт свое начало и китайский национальный театр марионеток. Дело в том, что происхождение театральной куклы учёные связывают с теми фигурками, которые были обязательным атрибутом захоронений, и которые наделялись особыми магическими свойствами. Разыгрываемые с их участием небольшие сценки позже вылились в самостоятельный театральный жанр, достигший наивысшего расцвета в период Тан.

Актеры традиционного китайского театра кукол.
Актеры традиционного китайского театра кукол.

Народные театральные представления в Китае были весьма разнообразны и напоминали современный цирк. В них участвовали певцы, танцоры, акробаты, шпагоглотатели, жонглеры, а также использовались куклы (например, знаменитые китайские драконы, каждым из которых управляли одновременно несколько человек).

Традиционный китайский цирк в средние века тоже был частью театральных представлений.
Традиционный китайский цирк в средние века тоже был частью театральных представлений.

В средние века театральное искусство становится востребованным не только среди народа, но и при императорском дворе. Здесь открывается первая театральная школа, в которой обучаются актерскому мастерству, названная «Грушевый сад». Придворный вид театральных представлений назвался куньцю́й, но он не получил широкого, массового распространения, хотя повлиял на дальнейшее формирование театрального искусства Китая.

Сцена из спектакля театр кюньцюй.
Сцена из спектакля театр кюньцюй.

Пекинская опера.

Важнейшим этапом в развитии театрального искусства Китая стал период Мин. В это время появляется самый любимый в народе и наиболее известный за пределами страны жанр китайского театрального искусства – цзинси́. Его родиной стала столица империи Пекин, поэтому часто такой род представлений называют Столичная драма или Пекинская опера.

-6

Его особенностью, обеспечившую такую популярность, стало слияние двух основных потоков древнего театрального национального искусства: придворного театра куньцюй и различных форм народных театральных представлений.

Актёры Пекинской оперы на сцене.
Актёры Пекинской оперы на сцене.

Актёры Столичной драмы на сцене не читают свой текст, а пропевают его (подобно оперным певцам), вставляя время от времени разговорные диалоги. Действие сопровождается музыкой, исполняемой оркестром национальных музыкальных инструментов. Главная роль принадлежит здесь ударным инструментам, звуки которых призваны создавать определённый эмоциональный фон, заставляя зрителей острее сопереживать происходящему на сцене.

Музыканты оркестра пекинской оперы готовятся к выступлению
Музыканты оркестра пекинской оперы готовятся к выступлению

Действие спектаклей, как правило, весьма драматично и изобилует батальными сценами, поэтому актёры Пекинской оперы должны владеть, кроме прочего, и техниками традиционных китайских боевых искусств.

Актёры Пекинской оперы на сцене.
Актёры Пекинской оперы на сцене.

В зависимости от того, как актёр воплощает роли на сцене, и от того, как на его игру реагирует зритель, различались степени актёрского мастерства: исполнитель мог быть совершенным (блестящим), что обозначалось словом «мяо», божественным – «шэнь», умелым – «нэн», или же просто привлекательным (красивым) – «мэй».

Актёры Пекинской оперы на сцене.
Актёры Пекинской оперы на сцене.

Сцена в пекинской опере не занимает много места, декорации на ней самые простые, а иногда они и вовсе отсутствуют. Часто о том, где находится герой, и что с ним происходит, зритель понимает только из набора определённых движений актера и небольшого количества используемых им атрибутов. Так, если он бегает по кругу, размахивая плёткой, это означает, что герой спектакля мчится верхом на коне. Актёр может открывать и закрывать со скрипом дверь, которой на самом деле нет на сцене, или высоко поднимая ноги, изображать подъём по отсутствующим в сценическом пространстве ступеням. Но всё это делается настолько умело и правдоподобно, что зрители не замечают некоторой (на взгляд европейца) абсурдности происходящего.

Полотна с изображением колёс означают, что герой прибыл в колеснице.
Полотна с изображением колёс означают, что герой прибыл в колеснице.

В цзинси сформировались и утвердились определённые актёрские амплуа и закреплённый за ними костюм и грим. Женские роли называются «дань»,

-12

мужские – «шэн»,

-13

комедийные – «чоу»,

-14

герои с различными (цветными) масками называются «цзин».

-15

По гриму, обильно нанесённому на лицо актёра, зрители могут сразу судить о чертах характера или каких-то особенностях его персонажа. Например, «красное лицо» героя символизирует его храбрость, честность и верность. Красновато-фиолетовая окраска лица присуща благонравным и знатным персонажам. «Зелёные лица» указывают на героев эмоциональных, импульсивных и полностью лишённых самообладания. Властные злодеи являются обладателями белого грима на лице, так как именно белый цвет ассоциируется у китайцев со всеми отрицательными сторонами человеческой натуры.

Грим положительной героини "дань".
Грим положительной героини "дань".

Каждому актёрскому типажу также соответствовали своя манера движений и определенные жесты. Например, актёры Столичной драмы могли использовать 20 видов сценического смеха. Только жестом руки («обдумывающая рука», «запрещающая рука», «беспомощная рука» и др.) они могли передавать душевное состояние своих героев.

Актёры Пекинской оперы на сцене.
Актёры Пекинской оперы на сцене.

Различались и типы сценической походки: летящая - для небожителей; решительная, твёрдая - для военных; робкая - для положительных героинь или игривая (кокетливая) - для их бойких служанок.

Актёры Пекинской оперы на сцене.
Актёры Пекинской оперы на сцене.

Большая роль в представлениях китайского театра отводилась костюму актёров, с длинными (от 0,5 до 1 метра) шёлковыми рукавами, управление которыми входило в ряд основных навыков артиста. С их помощью создавались различного рода сценические эффекты, дающие возможность сидящим в зале полнее и ярче воспринять чувства и характеры театральных персонажей.

Актёры Пекинской оперы на сцене.
Актёры Пекинской оперы на сцене.

Так, например, если актёр подбрасывает свои длинные рукава к небу, то он сообщает нам о произошедшем с ним несчастье. Резкое выкидывание этой детали сценического костюма вперёд, говорит о злости и гневе, предельных эмоциях, которые в данный момент испытывает герой пьесы.

Актёры Пекинской оперы на сцене.
Актёры Пекинской оперы на сцене.

Если зритель видел трясущиеся рукава, то он понимал, что актёр передает жуткий страх своего персонажа. Когда же один актёр делает движения рукавами так, как будто хочет смахнуть пылинку с костюма партнера по сцене, то таким образом, он выражает почтительное отношение к нему. Смена жестов означает, что во внутреннем мире героя произошли важные изменения.

Актёры Пекинской оперы на сцене.
Актёры Пекинской оперы на сцене.

Традиционные спектакли цзинси, как правило, не имели авторского либретто (они создавались всей труппой театра). Поэтому пьесы с одинаковым названием в постановках разных театров могут существенно отличаться друг от друга.

Традиционно сюжеты опер подразделяются на семь категорий: назидательные, о преданности и долге, исторические, дворцовые, судебные, любовные и волшебные. Большой популярностью пользовались спектакли, поставленные на сюжеты известнейших романов средневековья, таких как «Речные заводи», «Троецарствие», «Путешествие на Запад» и др. Действие этих пьес было весьма продолжительным, поэтому возникали спектакли-сериалы, идущие несколько дней подряд.

Актёры Пекинской оперы на сцене.
Актёры Пекинской оперы на сцене.

Театральное искусство Китая нашло своё наилучшее выражение в жанре Пекинской оперы и достигло в ней пика своего развития. Именно по Столичной драме иностранцы судят о традиционном китайском театре и, в некотором смысле, о китайской культуре в целом.

Если вам понравилась статья, то не забудьте поставить лайк, и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре, а также о культуре древнего и средневекового Китая:

Культура Китая. Кратко о достижениях цивилизации и периодизации.
Чем китайцы отличаются от всех? Особенности традиционной культуры Китая.
Учение об Ян, Инь и У-син, и другие древнейшие верования китайцев.
Конфуцианство. Кратко.
Даосизм. Кратко.
Чань-буддизм. Кратко.
О развитии письменности и литературы в Китае.
Древний Китай. Погребальные комплексы, Терракотовая армия Цинь Ши-хуанди и Великая стена.
Что умели делать китайцы из бронзы, нефрита, лака и шёлка. Декоративно-прикладное искусство в Китае.
Буддийская архитектура Китая.
Философия сада и ландшафтная архитектура средневекового Китая.
Запретный город - Гугун в Пекине.
Го-хуа. Традиционная китайская живопись.
О традиционной китайской музыке.
Китайский традиционный театр и Пекинская опера.
Храм Неба в Пекине.

Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.