Найти тему

ГРУЗОВИКИ ДЛЯ РОССИЙСКИХ СЕТЕЙ РИТЕЙЛА

Большую часть автопарка федеральных сетей ритейла составляют полноразмерные грузовики и автопоезда с рефрижераторными прицепами и полуприцепами. Владельцы крупных торговых сетей все чаще отдают доставку в радиусе ста километров от распределительных центров своим партнерам — компаниям-владельцам среднетоннажной техники, сами при этом развивая направление магистральных перевозок. Такое сочетание подходов позволяет ритейлерам существенно экономить на логистике, направляя высвобождающиеся средства на приобретение новой техники.

Автопарк каждой из крупных сетей ритейла в России насчитывает несколько тысяч единиц техники, подавляющая часть которой — большие грузовики. Учитывая рост объемов сбыта, парк этот ежегодно пополняется; не являются ред­костью и собственные базы по сервисному обслуживанию автомобилей. Разовые контракты на покупку новых машин заключаются на поставку десятков, а то и сотен автомобилей. Чаще это флагман­ские модели представителей европейской «Большой семерки» — как шасси, так и седельные тягачи, — а также прицепная и полуприцепная техника производства ведущих мировых производителей, часто с фургоном-рефрижератором.

Например, средняя по размерам покупка компании «Лента» в 2017 году включала в себя 120 тягачей MAN TGS с дизельными двигателями экологического класса Евро-5 и такое же количество рефрижераторных полуприцепов Schmitz Cargobull с холодильным оборудованием Carrier Vector. Каждый из полуприцепов рассчитан на 36 европалет. Одновремен­но с автопоездами компания приобрела и 10 шасси той же модели с рефрижера­торными кузовами Schmitz Cargobull на 21 европалету каждый. Само собой, этот контракт, как и любой подобный, включал в себя и услуги по сервису на все время эксплуатации техники. Директор по логи­стике «Ленты» Йорн Арнхольд отметил, что техника приобретена для работы на межрегиональных маршрутах в европей­ской части России и на всех региональных направлениях для доставки от распреде­лительных центров до магазинов.

Для развоза товара в супермаркеты и гипермаркеты в торговых центрах «Лен­та» прибегает к услугам партнеров, имею­щих среднетоннажный и малотоннажный автотранспорт, который очень удобен, что называется, на последней миле.

Другой крупный российский ритейлер, «Магнит», имеющий автопарк, состоящий из более чем 6000 транспортных средств, с прошлого года изменил свой подход к логистике. Большие грузовики и автопоезда доставляют товары в центр регионов — а перевозки до супермаркетов осуществляются менее вместительным и более маневренным транспортом мест­ных компаний-перевозчиков. Связано это с тем, что длинномерный транспорт не всегда может подъехать к магази­ну — следовательно, приходится искать парковку, перегружать товар, что озна­чает дополнительные затраты времени и средств. А, как известно, чем больше времени занимает транспортировка то­вара, тем больше вероятности, что часть его попадет в непроданные остатки. По этой причине «Магнит» и передал часть объема доставки на местах, в радиусе ста километров от региональных складов, своим партнерам — местным компаниям-перевозчикам, частично задействовав и собственный среднетоннажный транс­порт, принадлежащий местным филиа­лам сети. К слову, доля последних машин в автопарке «Магнита» год от года также растет и в ближайшие годы может до­стигнуть 25—30%. Ведь среднетоннажник за счет своей маневренности способен сделать вдвое больше рейсов в день, чем полноразмерный грузовик с прицепом, благодаря чему свежесть и доступность товаров в магазинах растет.

Среди ритейлеров федерального значения именно «Магнит» располагает на сегодняшний день крупнейшим ав­топарком, позволяющим осуществлять большую часть межрегиональных пере­возок своими силами. При этом сеть также сотрудничает с логистическими компани­ями в сфере магистральных перевозок и, как уже было отмечено, доставки на местах. Однако приоритет традиционно отдается собственным транспортным средствам — такая политика сложилась еще со времен, когда сетью руководил ее основатель, Сергей Галицкий.

-2

Вторым по величине автопарком располагает другой крупный российский ритейлер — X5 Retail Group. При этом она также сотрудничает с подрядчиками — главным образом, чтобы разгрузить собственный транспорт в периоды, когда продажи наиболее интенсивны.

Интересно отметить, что X5 Retail Group активно экспериментирует с но­выми моделями грузовиков, тестируя их на своих маршрутах. В нынешнем году компания Daewoo Trucks передала в тестовую эксплуатацию X5 Logistics, входящей в состав X5 Retail Group, фургон-рефрижератор на шасси Daewoo Novus 8×4. Машину, создан­ную для крупного ритейла, отлича­ют повышенная грузоподъемность и значительный объем кузова. Автомобиль, оснащенный автоном­ной холодильно-обогревательной установкой и гидробортом, предна­значен для перевозки на различные расстояния товаров повседневного спроса: замороженных, скоропортя­щихся пищевых продуктов, косме­тики, лекарственных препаратов и других, которые нуждаются в транс­портировке с сохранением опреде­ленных температуры и влажности воздуха. По словам представителей компании-производителя, машина может эксплуатироваться даже в самых суровых климатических условиях, обе­спечивая при этом сохранность любых, даже самых требовательных к условиям перевозки грузов.

-3

Фургон-рефрижератор был изготов­лен впервые специально для X5 Retail Group. Основными требованиями заказчи­ка стали наличие задней пневматической подвески и кабины со спальным местом.

Проект нового грузовика-рефрижера­тора для нужд крупного ритейла стартовал в начале прошлого года. После всех не­обходимых согласований в июне 2019-го в Daewoo Trucks приступили к созданию машины. Сборка шасси была произведена на заводе компании в Южной Корее.

Изготовление задней пневматической подвески было поручено российской компании «НПО «РОСТАР» из Набережных Челнов, известной своими разработкамикомплексных решений для коммерческого транспорта. Фирма успешно справилась с задачей в согласованные сроки. Благо­даря установке пневматической подвески значительно снизилась вибронагрузка на перевозимые грузы и появилась полезная функция регулировки высоты кузова при погрузочно-разгрузочных работах. Сбор­ка и монтаж кузова были осуществлены на предприятии «ЦТТМ» в Рязани.

Длина новой машины — 11,99 метра, полная масса — 36 тонн. Значительными преимуществами автомобиля являются повышенная грузоподъемность (23,01 тонны) и большой объем кузова (53,3 м3). Шасси Daewoo Novus 8х4 от­личают простота эксплуатации, надеж­ность, экономичность и маневренность. Просторная кабина на 4-точечной пневмоподвеске оснащена автомати­ческим механизмом опрокидывания. Продуманная конфигурация зеркал обе­спечивает хороший обзор без слепых зон. Для повышения комфорта водителей в кабине предусмотрен подогрев сиденья и спального места.

Автомобиль оборудован 6-цилин­дровым двигателем Doosan DV11K экологического класса Евро-5 и механи­ческой 16-ступенчатой коробкой передач ZF16S1830TO с сухим однодисковым сцеплением. Рабочий объем мотора — 10 964 см3, мощность — 420 л.с.

Кузов грузовика представляет собой изотермический фургон вместимостью 22 европаллеты. Его габариты — 9200х2600х2650 миллиметров. Толщина пола фургона — 135 мм, его передней стенки и крыши — 90 мм, боковых стенок — 60 мм, задней стенки — 86 мм. Стенки и крыша фургона изготовлены из моно­литных самонесущих панелей с обшивками из оцинкованного пла­кированного металла толщиной 0,55 мм; в качестве наполнителя использован пенопо­лиуретан. Сэндвич-па­нели производятся на технологической линии Canon и обрабатываются на координатно-раскроечном станке с числовым про­граммным управлением.

Фурнитура фургона выполнена из оцинкованной стали. Двери оборудованы двумя запорными штангами с литыми запорными кулаками. На каждой двери имеется по четыре петли, прикрепленных к задней рамке болтовым соединением с применением вытяжных резьбовых вту­лок, а также по два замочных механизма, закрепляющих круглые ручки штанг с защитной крышкой и замком для скрытой установки пломбы. Удержание дверей в открытом положении обеспечивают два фиксатора.

Изотермические кузова производства «ЦТТМ» прошли испытания в лаборато­рии и получили сертификат соответствия класса FRС. Общий коэффициент тепло­проводности у них составляет 0,4 Вт/м2·К.

Учитывая значительный объем фургона, его оснастили самой мощной холодильно-обогревательной установ­кой Thermo King T-1200R. Модели этой серии — результат многолетних исследо­ваний, разработок и тестирований. Они оборудованы собственным двигателем и обеспечивают повышенную произ­водительность при меньших рабочих оборотах, а кроме того, позволяют осуществлять точное регулирование температуры. Простота эксплуатации снижает риск пользовательских ошибок. При этом стандартные обслуживание и контроль дают возможность использовать Thermo King T-1200R максимально эффек­тивно. Низкие затраты на эксплуатацию, а также технологии экономии топлива сводят стоимость владения установкой к минимуму. Модели серии Т обеспечивают сохранность груза при температуре окру­жающего воздуха до плюс 55 градусов, что является эталоном в отрасли.

Фургон также оснащен гидробортом DHollandia DH-LM.20 с алюминиевой плат­формой грузоподъемностью 1,5 тонны. Управление им производится с помощью двух пультов: выносного на гибком кабеле и закрепленного на задней правой сторо­не фургона.

-6

В заключение отметим, что Х5 Retail Group активно экспериментирует с новы­ми моделями и комплектациями грузовой техники. Новые машины пополняют авто­парк компании, в то время как прослу­жившая несколько лет техника продается на вторичном рынке через партнеров Х5. В настоящее время ритейлер выставил на продажу изотермические фургоны и рефрижераторы на базе Scania, MAN, Renault, Mercedes, Ford, Hyundai, Peugeot, а также полуприцепы-рефрижераторы Krone, Schmitz Cargobull.