Уже, многие, наверное слышали, что 25 августа 2020 года в Москве было полностью прекращено троллейбусное движение. Ночью прекратили работу 6 маршрутов, курсировавших в разных районах города. 4 из них ходили по юго-западу столицы - это маршруты М4, 28, 60 и 72. Один по северо-западу - 59 и ещё один - на востоке города - это 64-й маршрут. Однако, полностью закрывать движение не планируют, а собираются организовать единственный маршрут в экскурсионном режиме в районе Комсомольской площади и Новорязанской улицы в знак уважения троллейбуса. От площади трёх вокзалов два ретротроллейбуса пойдут по Новорязанской улице в сторону Бауманской. Длина маршрута, как я слышал, где-то 4 км. Я померил по карте, если это в один конец, то маршрут может дойти до Электрозаводской. На этом же маршруте планруют открыть музей московского троллейбуса. Почему решили именно здесь пустить троллейбус? Потому что именно там в 1937 году был открыт 2-й троллейбусный парк. Хотя почему именно там, ведь до этого открылся 1-й парк на Ленинградском шоссе, в 1935 году, а 15 ноября 1933 года был пущен самый первый маршрут от Белорусского вокзала до посёлка Сокол.
Также планируется постепенно заменить все автобусы на электробусы. Они более экологичные, чем автобусы, но менее экономичны, чем те же троллейбусы. Но более маневренные, не подключены к контактной сети, питаются от батареи на крыше. Но у каждого есть свои плюсы и минусы. Электробусы, бывает, ломаются, вот например, 25 августа маршрут М4 сразу заменили на электробусы, но один из них сломался и зарядные станции ещё не до конца готовы и пока вроде там будут ходить автобусы. И с троллейбусами тоже случались сбои, например, могли отойти от сети рога и приходилось останавливаться и поправлять их, а на это уходит время. Поездка может затянуться или вообще сорваться. Но всё же мы так привыкли троллейбусам, и в ряде городов России пока ходит этот рогатый транспорт и уничтожать его не планируется, а где-то даже развивают. У нас в Подмосковье есть ещё 3 города, где ходят троллейбусы - это Химки, Подольск и Видное. Причём в Химки 2 маршрута идут от Москвы (метро Планерная). Тоже, кто будет сильно скучать по троллейбусу, можно будет прокатиться. а Видное является самым маленьким городом в России, где ходят троллейбусы, запущенные в 2000 году.
Со временем троллейбусная сеть развивалась в Москве, поялялись новые маршруты, город расширялся, и в лужковские и поначалу собянинские времена их насчитывалось порядка 90. Также одно время открывались, потом закрывались укороченные версии маршрутов. И вот октябрь 2010 года. Пришёл к власти Сергей Собянин и уже в ноябре впервые заговорил о ликвидации троллейбусной сети в Москве. Сначала 10 августа 2012 года был отменён маршрут №69, ходивший на северо-востоке Москвы, в районе ВДНХ. Потом 15 сентября 2013 года была открыта новая линия от метро Юго-западная до Озёрной улицы и были продлены маршруты №62 и 84, объединённые 3 года спустя в М4. А вот в 2014 и 2015 годах отменили сразу по 3 маршрута ввиду их низкого пассажиропотока. Затем в 2016 году 2 мая было заменено на автобусы сразу 9 маршрутов в центре города в рамках благоустройства города по программе "Моя улица". До этого момента в Москве была самая протяжённая троллейбусная сеть в мире. 7 июля в рамках благоустройства Садового кольца также несколько маршрутов троллейбусов были заменены на автобусы, в том числе и знаменитая "Букашечка" (Бк, Бч). а 8 октября в рамках организации сети Магистраль несколько троллейбусных маршрутов были объединены в один магистральный. Как я и написал выше, троллейбусы №33, 62 и 84 объединили в М4, №16 и 63 - в М7, №45 и 53 - в М8. 3 декабря был открыт первый маршрут троллейбуса, который выходил за пределы МКАДа - №75 Новокосино - Ивановское. До этого маршрут №75 был отменён в ноябре 2014 года от метро Текстильщики до улицы Академика Скрябина, ввиду низкого пассажиропотока. Планировалось тогда же демонтировать контактную сеть на Волгоградском проспекте. Но, к счастью, не демонтировали. 28 марта 2020 года и этот 75-й маршрут убрали, правда, не отменили, как в первый раз, а заменили на автобусы под номером т75. В 2017 году ряд маршрутов заменили на автобусы с обозначением перед номером маршрута буквы "т", в случае, если автобусного маршрута под этим номером не существовало. В 2018 году только один маршрут заменили на автобусы - это 78, от Белорусского вокзала и по Дмитровскому шоссе почти до МКАДа, автобус же был продлён до посёлка Северный. А вот в 2019 году погром троллейбусов начался с новой силой. И в этом же гду стали появляться электробусы. Первый электробус был пущен по маршруту №36, 12 марта, от ВДНХ и до Дмитровского шоссе, 155. Затем стали заменять другие троллейбусные маршруты на автобусы и электробусы. Также заменили некоторые и автобусные маршруты на электробусы. Электробусы появлялись преимущественно на северо-востоке, востоке, в центре и на западе города.
До 2019 года троллейбусная сеть Москвы была самой протяжённой в России по числу маршрутов. В 2019 этот статус перешёл к Санкт-Петербургу. Уже летом 2018 года Собянин сообщил, что к осени 2020 троллейбусов в Москве не останется, что и было реализовано. Ещё 1 января 2020 года было 36 маршрутов троллейбусов, но в этот год его стали массово уничтожать. В июле маршрутов осталось уже 10, а в августе 3 числа сначала заменили 2 маршрута - 22 и 70 - на автобусы, а потом 17 числа маршруты 20 и 20к. Последние 2 маршрута стали последними троллейбусными маршрутами, которые шли в природоохранную зону Серебряный бор. Теперь Серебряный бор, как и вся Москва, остались без троллейбусов. И это при том, что ещё менее, чем 5 лет назад там ходили только троллейбусы, что придавало ещё большую чистоту этой территории. И вот наступил день 23 августа. Как обычно, зайдя с телефона в Яндекс, посмотрел, что нового происходит, и наткнулся на статью о том, что стал известен день, когда в Москве перестанут ходить троллейбусы. Открываю, читаю, и что вижу? 23 августа станет последним днём курсирования троллейбусов №59, 60 и 64, а 24 - №28, 72 и М4. То есть послезавтра уже не увидим троллейбусов. Вот это поворот, ведь до этого в Википедии читал, что закрыть сеть планировалось 3 сентября, а накануне даже писали про 1 октября. А я напоследок ещё хотел прокатиться на троллейбусе №64, на котором частенько ездил в детстве и юности, это один из моих любимых маршрутов, думаю, может найду возможность. Но были дела и не смог туда приехать, поскольку я уже несколько лет не там живу. Раньше как раз жил на Выхино, правда, с другой стороны от метро, не там, где ходил 64-й троллейбус, а ближе к метро Юго-Восточная. Туда до августа 2017 года ходил из центра троллейбус №63. Сначала от Лубянской площади, потом, после замены маршрута на М7, от Таганской. Причём сначала до Таганской ходил укороченный маршрут №63к. Но теперь вернёмся к 64-му. Утром 24 августа открываю Яндекс.карты, смотрю остановку, по моему, Вешняковская улица, дом 41, а в списке ещё есть троллейбус №64 (а не автобус т64) и пишет, что будет через 5 минут. Значит ещё не убрали, нас обманули. Также проверил и остальные маршруты, всё пока есть. Так сложились дела, что нужно было съездить в Новокосино по работе, был там вечером, темнело, было часов 8. Уже освободился и думаю, может всё-таки поеду в Вешняки, тут недалеко и проедусь на 64-м троллейбусе, а то теперь непонятно, когда его уберут, а может уже и завтра. Поехал с Новокосино на автобусе №974, вышел возле поликлиники на улице Старый гай, через двор вышел к Вешняковской улице и да, троллейбусы ходят ещё. Теперь точно решил прокатиться. Ведь 64-й маршрут на тот момент остался единственным маршрутом аж в восточной ПОЛОВИНЕ Москвы. Ведь остальные маршруты были на юге-юго-западе и один на северо-западе. 3 августа на автобусы поменяли маршрут №22, также ходивший на востоке Москвы, от Комсомольской площади в Измайлово, а в июне заменили маршруты №30 и 77. Причём первый из них долгое время вместе с 64-м ходил от метро Выхино по Вешняковской улице, но потом, после Новогиреевского путепровода через Горьковское направление МЖД, съезжал под него и шел по Новогиреевской улице к шоссе Энтузиастов. А 64-й шёл дальше, по Свободному проспекту, к метро Новогиреево, и потом сворачивал на Саянскую улицу, не доезжая квартала до шоссе Энтузиастов и доезжал до к/ст Ивановское, расположенной на пересечении улиц Саянская и Сталеваров. После отмены маршрутов №30 и 77 64-й стал последним маршрутом в районе Выхино и Новогиреево. А после отмены №22 и во всём востоке Москвы. Я решил сделать несколько фото, в основном в районе метро Новогиреево, на пересечении Свободного и Зелёного проспектов. Сначала там был 20 июня (фото в светлый день), потом 24 августа (тёмным вечером). Ниже будут представлены фото.
А теперь фото троллейбусов от 24 августа. Вот троллейбус №64 на Вешняковской улице, на остановке Управа района Вешняки, на котором я и поехал к Выхино
И теперь немного прощальных фото всё там же, у метро Новогиреево
Что ж, на этом все фото этого троллейбуса, столько раз ездил на нём и в детстве, и в юности, и по делам, и просто катался, теперь троллейбус уходит в историю. Очень жаль, что наши власти решили его уничтожить, это экологически чистый вид транспорта и более экономичный, чем электробусы. Вот, в Санкт-Петербурге, например, ходят троллейбусы с автономным ходом, лишь иногда подсоединяя рога к контактной сети. Надеюсь, и у нас когда-нибудь такое будет. Хорошо, что хоть в память о маршрутах троллейбусов маршруты автобусов и электробусов пометили впереди буквой т. Вот в Европе после многих лет перерыва в некоторых городах снова ходят троллейбусы. Возможно, и у нас когда-нибудь такое случится. А пока остаётся "наслаждаться" дизельными вонючими автобусами и дорогими в обслуживании электробусами.
А я с вами прощаюсь, подписывайтесь на мой канал, читайте статьи, ставьте лайки, до новых встреч!