Найти тему
MDV95

Последний троллейбусный маршрут в восточной ПОЛОВИНЕ Москвы

Уже, многие, наверное слышали, что 25 августа 2020 года в Москве было полностью прекращено троллейбусное движение. Ночью прекратили работу 6 маршрутов, курсировавших в разных районах города. 4 из них ходили по юго-западу столицы - это маршруты М4, 28, 60 и 72. Один по северо-западу - 59 и ещё один - на востоке города - это 64-й маршрут. Однако, полностью закрывать движение не планируют, а собираются организовать единственный маршрут в экскурсионном режиме в районе Комсомольской площади и Новорязанской улицы в знак уважения троллейбуса. От площади трёх вокзалов два ретротроллейбуса пойдут по Новорязанской улице в сторону Бауманской. Длина маршрута, как я слышал, где-то 4 км. Я померил по карте, если это в один конец, то маршрут может дойти до Электрозаводской. На этом же маршруте планруют открыть музей московского троллейбуса. Почему решили именно здесь пустить троллейбус? Потому что именно там в 1937 году был открыт 2-й троллейбусный парк. Хотя почему именно там, ведь до этого открылся 1-й парк на Ленинградском шоссе, в 1935 году, а 15 ноября 1933 года был пущен самый первый маршрут от Белорусского вокзала до посёлка Сокол.

Расстояние по карте от площади трёх вокзалов по Новорязанской улице до Электрозаводского моста составляет 4 с лишним километра.
Расстояние по карте от площади трёх вокзалов по Новорязанской улице до Электрозаводского моста составляет 4 с лишним километра.

Также планируется постепенно заменить все автобусы на электробусы. Они более экологичные, чем автобусы, но менее экономичны, чем те же троллейбусы. Но более маневренные, не подключены к контактной сети, питаются от батареи на крыше. Но у каждого есть свои плюсы и минусы. Электробусы, бывает, ломаются, вот например, 25 августа маршрут М4 сразу заменили на электробусы, но один из них сломался и зарядные станции ещё не до конца готовы и пока вроде там будут ходить автобусы. И с троллейбусами тоже случались сбои, например, могли отойти от сети рога и приходилось останавливаться и поправлять их, а на это уходит время. Поездка может затянуться или вообще сорваться. Но всё же мы так привыкли троллейбусам, и в ряде городов России пока ходит этот рогатый транспорт и уничтожать его не планируется, а где-то даже развивают. У нас в Подмосковье есть ещё 3 города, где ходят троллейбусы - это Химки, Подольск и Видное. Причём в Химки 2 маршрута идут от Москвы (метро Планерная). Тоже, кто будет сильно скучать по троллейбусу, можно будет прокатиться. а Видное является самым маленьким городом в России, где ходят троллейбусы, запущенные в 2000 году.

Со временем троллейбусная сеть развивалась в Москве, поялялись новые маршруты, город расширялся, и в лужковские и поначалу собянинские времена их насчитывалось порядка 90. Также одно время открывались, потом закрывались укороченные версии маршрутов. И вот октябрь 2010 года. Пришёл к власти Сергей Собянин и уже в ноябре впервые заговорил о ликвидации троллейбусной сети в Москве. Сначала 10 августа 2012 года был отменён маршрут №69, ходивший на северо-востоке Москвы, в районе ВДНХ. Потом 15 сентября 2013 года была открыта новая линия от метро Юго-западная до Озёрной улицы и были продлены маршруты №62 и 84, объединённые 3 года спустя в М4. А вот в 2014 и 2015 годах отменили сразу по 3 маршрута ввиду их низкого пассажиропотока. Затем в 2016 году 2 мая было заменено на автобусы сразу 9 маршрутов в центре города в рамках благоустройства города по программе "Моя улица". До этого момента в Москве была самая протяжённая троллейбусная сеть в мире. 7 июля в рамках благоустройства Садового кольца также несколько маршрутов троллейбусов были заменены на автобусы, в том числе и знаменитая "Букашечка" (Бк, Бч). а 8 октября в рамках организации сети Магистраль несколько троллейбусных маршрутов были объединены в один магистральный. Как я и написал выше, троллейбусы №33, 62 и 84 объединили в М4, №16 и 63 - в М7, №45 и 53 - в М8. 3 декабря был открыт первый маршрут троллейбуса, который выходил за пределы МКАДа - №75 Новокосино - Ивановское. До этого маршрут №75 был отменён в ноябре 2014 года от метро Текстильщики до улицы Академика Скрябина, ввиду низкого пассажиропотока. Планировалось тогда же демонтировать контактную сеть на Волгоградском проспекте. Но, к счастью, не демонтировали. 28 марта 2020 года и этот 75-й маршрут убрали, правда, не отменили, как в первый раз, а заменили на автобусы под номером т75. В 2017 году ряд маршрутов заменили на автобусы с обозначением перед номером маршрута буквы "т", в случае, если автобусного маршрута под этим номером не существовало. В 2018 году только один маршрут заменили на автобусы - это 78, от Белорусского вокзала и по Дмитровскому шоссе почти до МКАДа, автобус же был продлён до посёлка Северный. А вот в 2019 году погром троллейбусов начался с новой силой. И в этом же гду стали появляться электробусы. Первый электробус был пущен по маршруту №36, 12 марта, от ВДНХ и до Дмитровского шоссе, 155. Затем стали заменять другие троллейбусные маршруты на автобусы и электробусы. Также заменили некоторые и автобусные маршруты на электробусы. Электробусы появлялись преимущественно на северо-востоке, востоке, в центре и на западе города.

Московский электробус
Московский электробус

До 2019 года троллейбусная сеть Москвы была самой протяжённой в России по числу маршрутов. В 2019 этот статус перешёл к Санкт-Петербургу. Уже летом 2018 года Собянин сообщил, что к осени 2020 троллейбусов в Москве не останется, что и было реализовано. Ещё 1 января 2020 года было 36 маршрутов троллейбусов, но в этот год его стали массово уничтожать. В июле маршрутов осталось уже 10, а в августе 3 числа сначала заменили 2 маршрута - 22 и 70 - на автобусы, а потом 17 числа маршруты 20 и 20к. Последние 2 маршрута стали последними троллейбусными маршрутами, которые шли в природоохранную зону Серебряный бор. Теперь Серебряный бор, как и вся Москва, остались без троллейбусов. И это при том, что ещё менее, чем 5 лет назад там ходили только троллейбусы, что придавало ещё большую чистоту этой территории. И вот наступил день 23 августа. Как обычно, зайдя с телефона в Яндекс, посмотрел, что нового происходит, и наткнулся на статью о том, что стал известен день, когда в Москве перестанут ходить троллейбусы. Открываю, читаю, и что вижу? 23 августа станет последним днём курсирования троллейбусов №59, 60 и 64, а 24 - №28, 72 и М4. То есть послезавтра уже не увидим троллейбусов. Вот это поворот, ведь до этого в Википедии читал, что закрыть сеть планировалось 3 сентября, а накануне даже писали про 1 октября. А я напоследок ещё хотел прокатиться на троллейбусе №64, на котором частенько ездил в детстве и юности, это один из моих любимых маршрутов, думаю, может найду возможность. Но были дела и не смог туда приехать, поскольку я уже несколько лет не там живу. Раньше как раз жил на Выхино, правда, с другой стороны от метро, не там, где ходил 64-й троллейбус, а ближе к метро Юго-Восточная. Туда до августа 2017 года ходил из центра троллейбус №63. Сначала от Лубянской площади, потом, после замены маршрута на М7, от Таганской. Причём сначала до Таганской ходил укороченный маршрут №63к. Но теперь вернёмся к 64-му. Утром 24 августа открываю Яндекс.карты, смотрю остановку, по моему, Вешняковская улица, дом 41, а в списке ещё есть троллейбус №64 (а не автобус т64) и пишет, что будет через 5 минут. Значит ещё не убрали, нас обманули. Также проверил и остальные маршруты, всё пока есть. Так сложились дела, что нужно было съездить в Новокосино по работе, был там вечером, темнело, было часов 8. Уже освободился и думаю, может всё-таки поеду в Вешняки, тут недалеко и проедусь на 64-м троллейбусе, а то теперь непонятно, когда его уберут, а может уже и завтра. Поехал с Новокосино на автобусе №974, вышел возле поликлиники на улице Старый гай, через двор вышел к Вешняковской улице и да, троллейбусы ходят ещё. Теперь точно решил прокатиться. Ведь 64-й маршрут на тот момент остался единственным маршрутом аж в восточной ПОЛОВИНЕ Москвы. Ведь остальные маршруты были на юге-юго-западе и один на северо-западе. 3 августа на автобусы поменяли маршрут №22, также ходивший на востоке Москвы, от Комсомольской площади в Измайлово, а в июне заменили маршруты №30 и 77. Причём первый из них долгое время вместе с 64-м ходил от метро Выхино по Вешняковской улице, но потом, после Новогиреевского путепровода через Горьковское направление МЖД, съезжал под него и шел по Новогиреевской улице к шоссе Энтузиастов. А 64-й шёл дальше, по Свободному проспекту, к метро Новогиреево, и потом сворачивал на Саянскую улицу, не доезжая квартала до шоссе Энтузиастов и доезжал до к/ст Ивановское, расположенной на пересечении улиц Саянская и Сталеваров. После отмены маршрутов №30 и 77 64-й стал последним маршрутом в районе Выхино и Новогиреево. А после отмены №22 и во всём востоке Москвы. Я решил сделать несколько фото, в основном в районе метро Новогиреево, на пересечении Свободного и Зелёного проспектов. Сначала там был 20 июня (фото в светлый день), потом 24 августа (тёмным вечером). Ниже будут представлены фото.

20 июня. Едет в сторону Ивановского. Пересечение Свободного и Федеративного проспектов
20 июня. Едет в сторону Ивановского. Пересечение Свободного и Федеративного проспектов
А этот остановился у метро Новогиреево, также в сторону Ивановского
А этот остановился у метро Новогиреево, также в сторону Ивановского
Едет в сторону Выхино. На перекрёстке Свободного и Зелёного проспектов
Едет в сторону Выхино. На перекрёстке Свободного и Зелёного проспектов
№9184 пересекает Зелёный проспект, едет от Выхино в Ивановское
№9184 пересекает Зелёный проспект, едет от Выхино в Ивановское
№9122 остановился на светофоре всё там же, на пересечении Свободного и Зелёного
№9122 остановился на светофоре всё там же, на пересечении Свободного и Зелёного
№9343 пересекает Зелёный, едет в Ивановское
№9343 пересекает Зелёный, едет в Ивановское
Вот удалось запечатлеть 2 встречных троллейбуса
Вот удалось запечатлеть 2 встречных троллейбуса
А это удвоенный автобус №т77, следующий из того же Ивановского до улицы Плеханова, только по Зелёному проспекту и улице Молостовых. Все фото снимал 20 июня, а троллейбус №77 был переведён на автобусы с 1 июня. Редкое явление, когда автобусы, следующие по маршруту троллейбуса, сдвоенные
А это удвоенный автобус №т77, следующий из того же Ивановского до улицы Плеханова, только по Зелёному проспекту и улице Молостовых. Все фото снимал 20 июня, а троллейбус №77 был переведён на автобусы с 1 июня. Редкое явление, когда автобусы, следующие по маршруту троллейбуса, сдвоенные
Ещё один длинный т77
Ещё один длинный т77

А теперь фото троллейбусов от 24 августа. Вот троллейбус №64 на Вешняковской улице, на остановке Управа района Вешняки, на котором я и поехал к Выхино

№9131, 24 августа 2020 года, Москва, Вешняковская улица, остановка Управа района Вешняки
№9131, 24 августа 2020 года, Москва, Вешняковская улица, остановка Управа района Вешняки
Чуть ближе. Прыгаю в него и на Выхино
Чуть ближе. Прыгаю в него и на Выхино
Он же на улице Красный казанец возле метро Выхино, уже набрал новую партию людей, едущих в Вешняки, Новогиреево, а кто и в Ивановское. Всегда радовало, что 64-й останавливался ближе всех к метро, объезжая площадь перед метро, не нужно переходить дорогу, бросаться под колёса. Я же подождал следующий, который подошёл буквально через минуту и поехал на нём до метро Новогиреево
Он же на улице Красный казанец возле метро Выхино, уже набрал новую партию людей, едущих в Вешняки, Новогиреево, а кто и в Ивановское. Всегда радовало, что 64-й останавливался ближе всех к метро, объезжая площадь перед метро, не нужно переходить дорогу, бросаться под колёса. Я же подождал следующий, который подошёл буквально через минуту и поехал на нём до метро Новогиреево
А вот на нём я и поехал в Новогиреево. Также фото сделано на улице Красный казанец
А вот на нём я и поехал в Новогиреево. Также фото сделано на улице Красный казанец
Он же у метро Новогиреево на Свободном проспекте. Сейчас уедет в Ивановское. Пока-пока, троллейбус, будет нам тебя не хватать
Он же у метро Новогиреево на Свободном проспекте. Сейчас уедет в Ивановское. Пока-пока, троллейбус, будет нам тебя не хватать

И теперь немного прощальных фото всё там же, у метро Новогиреево

Тоже с Выхино едет
Тоже с Выхино едет

А вот №9316 наоборот, с Ивановского на Выхино
А вот №9316 наоборот, с Ивановского на Выхино
Следом второй подошёл, №9353. Как же хорошо, когда транспорт так часто ходит
Следом второй подошёл, №9353. Как же хорошо, когда транспорт так часто ходит
Пересекли Зелёный проспект, поехали дальше к метро Выхино
Пересекли Зелёный проспект, поехали дальше к метро Выхино
А вот пересёк Зелёный проспект в сторону Ивановского
А вот пересёк Зелёный проспект в сторону Ивановского

Что ж, на этом все фото этого троллейбуса, столько раз ездил на нём и в детстве, и в юности, и по делам, и просто катался, теперь троллейбус уходит в историю. Очень жаль, что наши власти решили его уничтожить, это экологически чистый вид транспорта и более экономичный, чем электробусы. Вот, в Санкт-Петербурге, например, ходят троллейбусы с автономным ходом, лишь иногда подсоединяя рога к контактной сети. Надеюсь, и у нас когда-нибудь такое будет. Хорошо, что хоть в память о маршрутах троллейбусов маршруты автобусов и электробусов пометили впереди буквой т. Вот в Европе после многих лет перерыва в некоторых городах снова ходят троллейбусы. Возможно, и у нас когда-нибудь такое случится. А пока остаётся "наслаждаться" дизельными вонючими автобусами и дорогими в обслуживании электробусами.

А я с вами прощаюсь, подписывайтесь на мой канал, читайте статьи, ставьте лайки, до новых встреч!