В июле 1906 года Николай II распустил революционно настроенную I Государственную Думу и назначил 44-летнего Петра Столыпина Председателем Совета Министров, дав ему карт-бланш на подавление революции.
Охота на Столыпиных
На премьер-министра Российской империи началась охота. 12 августа 1906 года в дачном доме Столыпина на Аптекарском острове в Петербурге прогремел взрыв. 23 человека было убито взрывом и обломками дома, 35 ранено. Среди тяжело раненых оказались 15-летняя дочь Столыпина Наталья и трёхлетний сынишка Аркадий. Наталья так и не смогла после этого нормально ходить. Только случайно самого Петра Столыпина в этот момент в доме не оказалось.
Революционеры (не без помощи царской охранки, роль сотрудников которой в этом деле и больше ста лет спустя остаётся не до конца выясненной) убили Петра Столыпина в сентябре 1911 года.
По мнению многих современников и историков, это был последний выдающийся государственный человек Российской империи. После революции дети Столыпина стали «классовыми врагами» и должны были, по «морали» коммунистов, отвечать за дела отца.
Вдова Столыпина урождённая Ольга Нейгардт с четырьмя младшими детьми жила в имении своего зятя князя Владимира Щербатова в Немирове на Украине. Председатель Совнаркома Украинской ССР Христиан Раковский выдал им охранную грамоту. Несмотря на это, в январе 1920 года усадьба подверглась нападению красноармейцев. Владимир Щербатов, его мать, а также 25-летняя Ольга Столыпина были расстреляны после долгих издевательств. Остальным членам семьи удалось спрятаться и потом эмигрировать.
Столыпины в эмиграции
Две старшие дочери Петра Столыпина оказались за границей ещё раньше. Старшая – Мария – была замужем за российским военным атташе в Германии Борисом фон Боком. В 1930-е годы в США она написала книгу «Воспоминания о моём отце», ставшую знаменитой. Этой книге не во всём следует доверять.
Например, известно, что Столыпин не любил Распутина и несколько раз просил Николая II удалить его от двора во избежание дискредитации династии. По рассказу Марии фон Бок, Николай II однажды якобы ответил её отцу: «Лучше десять Распутиных, чем одна истерика императрицы». Невероятно, чтобы император мог сказать такое о своей супруге постороннему человеку, каким являлся даже самый доверенный премьер-министр. Семья для государя была свята, и никакой сор не выносился из избы.
Вторая дочь Наталья – та, что осталась инвалидом – была замужем за князем Юрием Волконским и вместе с ним эмигрировала во Францию.
Младшая дочь Александра в эмиграции вышла замуж за остзейского графа Льва фон Кейзерлинга.
Третья дочь, Елена – вдова убитого большевиками в Немирове князя Щербатова – умерла за границей в один год с Марией в возрасте 92 лет.
Самый младший член семьи – Аркадий – во время взрыва в Аптекарском переулке получил тяжёлую травму головы. Ему было 17 лет, когда в Немиров явились большевики и расстреляли членов его семьи. Аркадий посвятил свою жизнь борьбе с большевизмом. В эмиграции он стал активным членом антисоветской организации «Национально-трудовой союз российских солидаристов» (НТС).
После Второй мировой войны Аркадий Столыпин, оставаясь видным деятелем НТС, работал на западных подрывных радиостанциях, вещавших на территории стран социалистического содружества. Он умер в декабре 1990 года, дожив до начала фундаментальных перемен на его родине и выхода в свет в СССР первых публикаций, реабилитировавших историческую роль его отца.