Найти тему
АвтоАспект

Zetta не велика штука, да мудровата

Прошло уже больше десяти лет, как компания Tesla начала продажи своих электромобилей, заставив многих автопроизводителей включиться в гонку, но массовым этот вид транспорта так и не стал. Даже сейчас, без дотаций государств, всевозможных налоговых льгот и вычетов, покупка электромобиля не рассматривается как выгодная.

Электромобили скорее застряли в премиальном сегменте, не всегда являясь премиальными по содержанию, как например Tesla, но не по цене. Оправдывая высокую стоимость, кто-то премиальным качеством и материалами, а кто-то, вроде Tesla, полубеспилотными технологиями и иным новомодным электронным опционом, вроде "режима собаки" для создания комфортных условий питомцу, оставленному в припаркованном автомобиле. Что же, функция безусловно полезная, маркетологи Tesla не зря едят свой хлеб, но заставляют ли подобные "фишки" уверовать в адекватность конечного прайса? Безусловно, но только если рассматривать электромобили, как игрушки для богатых.

www.wallpaper-mania.com
www.wallpaper-mania.com

Конечно же каждый вправе тратить свои деньги на что угодно, для этого и работает гигантская машина пропаганды потребления, формирующая статус продукта, желание его приобрести и спрос. Но как это соотносится с реальными нуждами миллионов, которым необходим недорогой и практичный автомобиль на каждый день?

В гонку электромобилей премиум класса включились даже такие неавтомобильные страны как Турция. Компания TOGG заявляет, что уже через пару лет начнёт продажи своих электромобилей с дизайном от компании Pininfarina. Удивительно было наблюдать, как под новостями с презентации автомобилей TOGG в районе Гебзе близ Стамбула, некоторые комментаторы начали высмеивать российский, пока нереализованный, но близкий к началу серийного производства, проект Zetta, мол посмотрите, даже турки сделали красивый и большой автомобиль, пытаясь тем самым всячески уколоть наше автомобилестроение.

TOGG CUV  (www.bakdar.org)
TOGG CUV (www.bakdar.org)

Однако ни один из них так и не задал главный вопрос, на кого рассчитаны эти турецкие электромобили? Много ли людей даже в Турции смогут себе их позволить? Как заявляют в компании TOGG, достигнуто соглашение с компанией NEVS, новым владельцем SAAB, и турецкий электромобиль будет построен на платформе SAAB 9-3, и можно только догадываться сколько это будет стоить, очевидно, что недёшево, на это намекает, в том числе, внутреннее убранство салонов концептов. Амбициозные планы по постройке завода мощностью 175 000 автомобилей в год, это конечно здорово, но куда потом их реализовывать? Есть огромное стремление выйти на внешние рынки, но "ввалиться" с дорогим продуктом в сегмент, где мировые гиганты "наступают друг другу на пятки", затея странная и мало реализуемая.

TOGG седан (www.motor1.com)
TOGG седан (www.motor1.com)

Анализируя это, и перешагивая через все насмешки и ухмылки по поводу российского электромобиля, сам собой напрашивается вывод, что именно такой автомобиль как Zetta, не только может продаваться внутри нашей страны, но и востребован на внешних рынках. Электромобиль стоимостью в 7-10 тысяч долларов, это мечта многих европейцев.

Для проекта Zetta не заказывался дорогой дизайн в именитом автомобильном ателье, не закупалась дорогая тележка вроде SAAB, обошлись узлами проверенных временем ВАЗ 2108 и Калины.

Zetta City Module 1 (www.ixbt.com)
Zetta City Module 1 (www.ixbt.com)

Никаких тебе дорогущих электромоторов, применили нестандартное решение, установив асинхронные мотор-колёса, в которых не используются ни магниты, ни редкоземельные металлы, а энергии потребляют гораздо меньше, порядка на 40%, чем обычный электродвигатель.

Платформа электромобиля Zetta (www.drom.ru)
Платформа электромобиля Zetta (www.drom.ru)

Плюс капсульная система, когда на одну и ту же платформу можно устанавливать различные типы кузова. Кондиционер не на фреоне, который тратит 3 кВт мощности, а разработали охлаждение воздуха в салоне на основе испарения воды. Или решение не тратить заряд батареи на отопление, установив дополнительно небольшой двигатель, заправки маленького бачка которого, по заверениям производителя, хватит на всю зиму.

Грузовая модификация Zetta (www.drom.ru)
Грузовая модификация Zetta (www.drom.ru)

Оценочные суждения, сподвигнувшие создателей на реализацию проекта Zetta, оказываются правильными и логичными, именно в сегмент доступных электромобилей сейчас нужно вкладывать и деньги, и технологии, и новые решения. Добиваясь снижения себестоимости и как итог, конечной стоимости продукта.

Проект Zetta один из немногих, который действительно может ввести понятие - электромобиль, в обиход простого обывателя. Хватит уже покупать б/у электромобили с "убитыми" батареями и сворачивать головы в автомобильном потоке на редкие Tesla.

Zetta может привнести равновесие и баланс, создав новый, доступный городской автомобиль для всех. Остается пожелать компании Zetta удачи, и даже везения, в таком нелёгком деле, как запуск с нуля современного и сложного производства.

Авто
5,66 млн интересуются