В своей статье:
я показал, как Беларусь сохранила под государственным контролем свое предприятие по добыче и переработке калия и теперь оно приносит в бюджет ежеквартальные дивиденды.
России же аналогичное предприятие никогда дивидендов в бюджет не платило, а обогатило только пару личностей,- Рыболовлева и Трутнева, и за счет него они устроили себе жизнь миллиардеров.
Ко мне в комментарии стали приходить то ли недоумки, то ли провокаторы, заявляя: "Ты ничего не понимаешь в экономике. Уралкалий более эффективен, на нем работает меньше народу и он такие платит налоги в бюджет, какие и не снились Беларуси с ее дивидендами".
Любой хоть немного разбирающийся в экономике и налогообложении предприятий прекрасно понимает, что это глупость. Два предприятия с аналогичным объемом производства и имеющих похожую рентабельность платят в бюджет примерно одинаковый объем налогов, если никто не уходит от них через оффшоры. А добавочные платежи в виде дивидендов делают государственное предприятие более крупным плательщиком в бюджет. Обратное было бы, если государственное работало в убыток. Но это не история "Беларуськалия".
Но от общих рассуждений рассмотрим факты.
Предприятия обычно платят следующий набор налогов:
1. налог на прибыль
2. налог на добавленную стоимость (НДС)
3. налог на доходы граждан и отчисления в социальные фонд
4. налог на имущество
5. транспортный налог.
Последними двумя налогами можно пренебречь, они небольшие.
Налоги на труд стабильны и примерно равно, что у Беларуськалия, что у Уралкалия.
Как экспортеры, НДС данные предприятия не платят.
Остается самый главный налог,- налог на прибыль.
А ситуация здесь следующая:
Результаты очевидные и впечатляющие. Как видно, Уралкалий заплатил налога на прибыль больше, чем Беларуськалий, в 2012, 2013 и 2016. Но из-за дивидендов, а также экспортной пошлины на калий, белорусский бюджет получает от калия просто на порядок больше.
Оппоненты приводили в комментариях какие-то сказочные цифры о десятках миллиардах рублей, будто бы уплаченных Уралкалием в бюджет в качестве налога на прибыль. Все это сказки. Приведенные в диаграмме цифры совпадают с отчетностью по МСФО:
2017-2018
2015-2019
Ну и немного фактов, куда тратит текущий владелец Уралкалия Мазепин:
«Помимо двух портовых терминалов, в Латвии Мазепин приобрел футбольный клуб Sconto, гостиницу в Юрмале, а также тратит сотни тысяч евро ежегодно на благотворительность. Ходили даже слухи, что вскоре головной офис компании также переедет в Ригу (впрочем, этого так и не произошло). По некоторым данным, есть у Мазепина в Латвии и вид на жительство, а сам он неформально считается самым влиятельным русским бизнесменом в этой прибалтийской стране.
Складывая воедино кусочки этой мозаики, становится ясно, что владелец «Уралхима» Дмитрий Мазепин — очередной олигарх, качающий из нашей страны богатства недр и деньги ради безоблачного будущего в Европе. Причем делает он это с особым цинизмом. Ему, к примеру, не жалко потратить десятки тысяч евро на две и без того не бедствующие рижские школы или выделить деньги на лечение латвийских детей — тогда как в Березниках, к примеру, в следующем году закроется единственный детский туберкулезный диспансер. Дела говорят громче любых слов, и из них видно, чьи дети ближе владельцу «Уралхима» и с какой страной он связывает свое будущее»
Кто лучше распорядился общенародной собственностью Беларусь или Россия, на данных простых фактах показано с очевидностью. Руководство Беларуси при немногих ресурсах делает все для общества и государства. В России же при сверхбогатых ресурсах все делают для обогащения нескольких десятков семей.
P.S. Продолжение темы: Государственные компании в России и Беларуси. На кого они работают, какие и куда платят дивиденды