Всем приятного субботнего вечера, который снова можно провести с пользой: мы начинаем новую тематическую неделю! В этот раз разговор будет идти о барокко и рококо, а также об интересных местах и персонажах, связанных с этими направлениями.
Что мы знаем об этих европейских течениях культуры 17 и 18 веков? Идеологически барокко возник в условиях краха надежд, связанных с эпохой Возрождения, некоторого художественного пессимизма: мастерство гениев Возрождения (Леонардо, Рафаэля, Браманте, и др.) казалось недостижимым, а их главенство в искусстве бесспорным. Но наступала эпоха разума и Просвещения. Искусство должно было переосмыслить достижения предыдущих веков, и тут произошло некоторое разделение: классицизм продолжил развивать строгие идеи гармонии Возрождения, а барокко "предпочел" отойти в сторону странности, причудливости, потому как былые идеалы уже не соответствовали новой действительности.
Собственно сам термин "барокко" (от итал. "жемчужина") и означал "странный", "необычный". Основным же приемом барокко становится метафора, иносказательность. На смену былому подавлению чувств и желаний приходит их исполнение, но не естественное (для барокко естественность = варварству), а "прирученное". Так любовные страсти заменяются кокетством, а непосредственная агрессия — брошенными перчатками и вызовом на дуэль. При всем при этом стиль остается довольно серьезным, в нем по-прежнему имеется много места для патриотизма и религиозной тематики. Но достигается это другими способами, так характерными чертами барокко становятся: динамичность, чувственность, стремление к величию образов и пышности форм, к совмещению реальности и иллюзии.
Что касается "рококо" (от фр. скальный), то этот стиль был более "камерным", "локальным" (ярче всего представлен именно в интерьере). Во многом продолжая традиции барокко, он все же в значительной степени его меняет: на смену большим формам и динамике приходят легкость, нежные оттенки, завитушки. Рококо восхваляет молодость, изящество, гедонизм.
Но у эпохи пышных париков и учтивой галантности была и обратная «теневая» сторона — об этом в нашем следующем посте.