Найти тему

Римская мозаика из Лода

Мы на всех парах движемся к новой выставке «Живые камни земли Израильской», которая откроется 6 марта. И не только набираем мозаики, но и исследуем их.

Сегодня поговорим о знаменитой мозаике из Лода.

Мозаика была обнаружена в 1996 году в небольшом израильском городке Лод в ходе работ по расширению магистрали. Вскоре, после полного раскрытия, она была повторно засыпана кубометрами земли. Этот шаг позволил обезопасить уникальный памятник на время, пока решался вопрос о его дальнейшей судьбе. Наконец, в 2008 году были найдены средства на возведение Археологического Центра мозаики, главным экспонатом которого и должна была стать эта грандиозная мозаика, демонстрируемая непосредственно на своём историческом месте. После повторного раскрытия мозаики в 2009 году, она была демонтирована и укреплена на новых, сверхлёгких основаниях, позволяющих её транспортировку с места на место. После чего мозаика отправилась путешествовать по музеям мира. Несколько раз фрагменты экспонировались – в Нью Йорке, Чикаго, Сан Франциско, Венеции, Санкт-Петербурге (2014 год), Париже и Берлине. В ходе строительства археологического центра были обнаружены важные артефакты. Самым примечательным из них является еще одна красочная мозаика (11×13 метров), которая была выложена во внутреннем дворе виллы.

Первоначальная площадь мозаичного пола была около 200 кв.м., площадь сохранившейся его части - около 150 кв.м. Лучшая по сохранности часть открытой мозаики – северное панно (8м*4 м или 32 кв.м).

-2

Мозаика из Лода полна загадок, на которые сегодня нет однозначных ответов. Памятник датируется к 3-нач 4 вв, временем, когда в иудейском городе Лоде, входящем в то время в состав Римской Империи, жили представители разных вероисповеданий, в том числе язычники, иудеи и христиане. В результате сюжеты мозаики можно трактовать в различных контекстах, что порождает различные версии назначения этой постройки, самая популярная из которых – богатая вилла, построенная по римскому образцу.

Благодаря пышному орнаментальному обрамлению, а также декоративности и даже некоторой условности передачи образов, мозаика создаёт эффект лежащего на полу роскошного ковра. Здесь представлены многочисленные изображения птиц, рыб и зверей, а также большая «морская» сцена с двумя парусными судами. В сюжетах много контрастов. Беззаботные мирные сценки и драматичные сцены охоты - две стороны жизни дикой природы - соседствуют с сюжетами, указывающими на незримое присутствие человека. Однако изображения самого человека отсутствуют, и в этом также одна из загадок мозаики из Лода.

Другой загадкой является многофигурная «звериная» сцена на фоне горного пейзажа, главенствующее положение которой подчёркнуто всем композиционным строем мозаики. Здесь хищные и травоядные звери, обитающие на разных континентах, мирно сосуществуют вместе. Единой трактовки сюжета, объясняющей, почему эти звери собраны вместе, пока нет. В тоже время главенствующее положение этой сцены подчёркнуто всем композиционным строем центрального квадрата. Другие сценки становятся лишь элементами своего рода роскошной рамы, её обрамляющей, и всё здесь подчинено строгой логике и математическому расчёту.

-3

Но самой неожиданной частью мозаики, стала картина с морским сюжетом. Отсутствие разбивки на сегменты, обилие персонажей, большие размеры некоторых из них, появление новых мотивов, отсутствие широкой рамы, нарушение симметрии и зеркальности составляющих частей - всё это противоречит общей логике построения панно. Картина с морским сюжетом выбивается из ансамбля своими размерами и является не элементом декорации, а самостоятельным произведением, ключевым в мозаике. Очевидно, она имела важное значение для заказчика и была своеобразной визитной карточкой хозяина виллы, быть может, процветающего морского торговца.

-4

Участники Спецпроекта «Мозаики Израиля», организованного студией, выполняют следующие фрагменты мозаик, найденные на территории древнего Лода:

-5