В июне 1983 года, пленум ЦК КПСС признал, что торговля овощами и фруктами в стране налажена безобразно. Производство зелени росло, а потребление падало.
За то время, в течении которого овощи ехали до конечного покупателя, а потом хранились на базах, они превращались в настоящий ужас. Вся эта система среди торговых работников называдась "Гнильторгом". Каждая овощебаза ежедневно проводила реанимацию овоей и фруктов, пытаясь спасти хотя бы половину.
Но так было не везде. Дзержинская овощебаза, которую с 1964 года возглавлял Мхитар Амбарцумян была образцом для подражания. Амбацумян умел договориться со всеми, а прежде всего с поставщиками продукции, чтобы те не везли ему гниль и недозрелый товар. У него были лучшие яблоки из Венгрии, родная картошка и самый богатый ассортимент зеленой продукции во всем Советском Союзе.
Парадокс заключается в том, что тех людей которые действовали в рамках законодательства и не заботились о своем личном заработке, продукция просто напросто гнила. Овощи и фрукты приезжали на базы то зелеными, то грязными, то в дороге уже подгнившими. Их нужно было тщательно перебрать и то что имеет товарный вид, каким то образом сохранить. И это без специального оборудования и с равнодушным персоналом, которому все равно сколько там чего сгнило.
Дзержинская овощебаза, которой руководил Амбарцумян работала абсолютно по капиталистическим принципам. Главным было - получение прибыли, которой директор справедливо делился с огромным количеством людей - от рядовой работницы, ежедневно отделяющую хорошую продукцию от гнили до самых высоких чиновников наверху, которые берегли его от проверок ОБХСС.
Схема работала как часы. Руководитель дзержинской овощебазы указывал в документах, что отправил в магазин товар, 10% из которого - некондиция, которую списывали и денег за нее якобы не получали. На самом деле, товар был отличный и продавался подчистую. И благодарный директор магазина левым заработком конечно же делился. Но к телу Амбарцумяна еще нужно было пробиться и это стоило дополнительных денег.
Этими деньгами Амбарцумян делился с внешнеторговыми объединениями, стимулируя их поставлять ему только свежее, только хорошее и только то, что востребовано. В результате, на Дзержинской овощебазе была отличная продукция советских тепличных хозяйств, а также бананы, лимоны ананасы и мандарины.
Минимальная сумма взятки, которую все участники схемы несли Амбарцумяну составляла не менее 500 рублей. Часть из этих денег Амбарцумян раз в месяц отвозил директору Главного Управления Московской овощной промышленности, а тот уже нес их в Московское Управление торговли.
В конце осеннего завоза урожая Мхитар Амбарцумян устравивал на лоне природы грандиозный банкет для своих с дорогим уоньяком и невиданными гастрономическими изысками. На нем были все, кто помогал заполнить хранилища хорошими овощами и фруктами: начальники автотранспортных колонн, высокие шишки из Плодовощеторга, заведующие холодильниками и складами. Бизнес партнеры, как сказали бы сегодня.
Амбарцумян не покупал жене бриллиантов, не ездил на роскошных волгах и не устраивал загулов в Ялте. Широкие жесты он позволял себе только в отношении бизнес партнеров. А сам жил для человека такого уровня довольно скромно.
Он прошел войну и был одним из 200 солдат, бросивших фашистские знамена к стенам Кремля на параде победы, был ранен и вернулся домой настоящим героем.
Директор лучшей московской овощебазы, считал, что делает свою работу хорошо и политическая возня по поводу должности генерального секретаря не имеет к нему никакого отношения. Показатели у него были отличные, а в хозяйстве был полный порядок. Но он ошибался.
На первом же допросе, он честно обрисовал систему овощной торговли в столице, признал вину в получении и раздаче взяток и следователь даже стал ему сочувствовать. Амбарцумян совсем не был похож на наглого вора и человека без совести. Сама система была устроена так, что по другому действовать было просто нельзя и львиная доля неучтенной наличности, что он зарабатывал с директорами овощных магазинов уходила на подмазывание тех, от кого зависела бесперебойная работа базы и выполнение плана.
Амбарцумяна приговорили к высшей мере наказания. О смягчении участи Амбарцумяна просил весь любивший его коллектив Дзержинской овощебазы, ветераны Великой Отечественной войны, односельчане и все члены семьи. Сам он нпписал ходатойство председательству президиума верховного совета РСФСР, в котором раскаивался и просил смягчения приговора.
Но председатель верховного суда на все их мольбы ответил:"Ходатойство о помиловании Амбарцумяна М. А. - отклонить". Все имущество Амбарцумяна было конфисковано - мебель, ордена и даже обои. Его жена и дети оказались нищими, их не брали никуда на работу, а СМИ была развернута ужасная травля.
Дело Амбарцумяна, так же как и дело Соколова (директора Елисеевского гастронома) было показательным. По большому счету, это был заказ Андропова, который хотел встряхнуть всех врагов, крышующих столичную торговлю и показать всем, что он не дорогой Леонид Ильич, при котором цвела коррупция и наказания никто не боялся.
Читайте в рубрике мафии СССР:
Винная мафия СССР. Как она образовалась и процветала во времена Сталина